Итак, ремонт окончен. Преобразившееся жилище радует своего владельца блеском кафеля, причудливым рисунком обоев, свежестью новых окон. Но зачастую, спустя некоторое время, хозяин начинает обнаруживать скрытые дефекты: то скрипнет вдруг половица, то дверь перестанет плотно закрываться, то радиатор отопления потечет. Естественно, сразу же возникают два основных вопроса: кто виноват и что делать? Все возможные браки, причины, их вызвавшие, и способы их устранения — вопросы для целой книжки. Сегодня мы остановимся лишь на одной наболевшей теме — основных претензиях потребителей к оконным компаниям.

Кто виноват?

В отличие от бытовой техники, строительные конструкции, элементы декора и детали коммуникаций имеют одну отличительную особенность. Срок их службы и эксплуатационные свойства зависят не только от качества производства, но и от правильной установки. Из этого и следует исходить, определяя адресата для претензий.

Конечно, во многих случаях ситуация вполне однозначна. Если отклеились обои, вряд ли стоит винить в этом их производителя, так же как и сантехника в том, что эмаль ванны потрескалась. Однако не всегда решение проблемы лежит на поверхности. Например, современное окно — сложная инженерная конструкция, и определить истинную причину ее несоответствия заявленным эксплуатационным свойствам гораздо сложнее.

Изготовление оконных блоков из ПВХ включает множество этапов, от каждого из которых зависит качество готовой продукции. Условно можно разбить этот процесс на две основных стадии. Первая включает в себя производство основных образующих элементов конструкции. Это оконный профиль — основа блока, из которого собирают раму и створки (сюда же относятся подоконники, отливы и пр.), стеклопакет и фурнитура. Вторая стадия называется «переработкой» и включает в себя сборку готовых блоков из вышеперечисленных элементов. Непосредственную установку окон, как правило, также осуществляют компании-переработчики.

Далее мы рассмотрим наиболее распространенные претензии к участникам этого процесса и их причины.

Когда виноват производитель

Иногда возникают ситуации, когда нарушения в технологии производственного процесса приводят к потере заявленных эксплуатационных свойств. Вот несколько типичных примеров.

Оконная рама со временем пожелтела или выцвела. Причиной может быть неоднородность смеси, из которой изготовлен профиль. В ее состав входит собственно поливинилхлорид (ПВХ), различные добавки и присадки. Одной из таких присадок является оксид титана, содержание которого влияет на постоянство цвета профиля в течение всего срока службы. Если количество его недостаточно, профиль со временем теряет цвет.

По прошествии нескольких лет эксплуатации рама стала неровной, на ней образовались углубления немеханического происхождения. Ситуация аналогична предыдущему случаю: модификатор, обеспечивающий необходимую ударную вязкость, был распределен в смеси неравномерно, а естественные нагрузки на оконный блок привели к деформации его поверхности. Это прямое следствие нарушения режима смешивания исходного сырья, что практически исключено на производствах крупных компаний, оснащенных современным контрольно-измерительным оборудованием.

Нарушение монтажных швов между рамой и оконным проемом. Это более сложный случай. Вероятнее всего, что блок был неправильно установлен или допущен брак при его сборке. Это вина переработчика, и мы рассмотрим ее в следующей части. Однако в некоторых случаях виновата все та же некачественная ПВХ смесь. Только на этот раз в центре внимания оказывается модификатор, отвечающий за теплостойкость конструкции. Его неравномерное распределение может привести к тому, что показатель коэффициента теплового расширения будет различным для разных участков рамы, вследствие чего она меняет свою форму под воздействием солнечных лучей или резких изменений температуры воздуха.

Внутри стеклопакета появилась пыль или выпал конденсат. Причина — в неправильной укладке герметика при изготовлении стеклопакета или в недостаточном его количестве. А если видны разводы на внутренней стороне стекол, значит, они были плохо промыты.

Что спросить с переработчика

Начнем с самой простой ситуации: рама, подоконник или стекла поцарапаны, на них имеются сколы или иные повреждения. Обычно подобные дефекты обнаруживаются сразу после установки оконного блока. А виной всему — нарушение условий транспортировки.

Под транспортировкой здесь следует понимать не только доставку изделия заказчику, но и доставку его составных частей на склад переработчика. Именно с этого момента начинается его зона ответственности. Можно сказать, что входной контроль – первый этап переработки. При транспортировке продукции обязательно должна применяться специальная упаковка. К примеру, Группа компаний ПРОПЛЕКС, крупнейший российский производитель оконного ПВХ профиля по австрийским технологиям, перешла на двухступенчатую систему упаковки подоконной плиты. Перед доставкой с завода-изготовителя подоконник покрывается защитной пленкой, а затем на него надевается плотный пакет-рукав. Как отметил Сергей Никольский, главный технолог компании: «Такой способ защиты позволяет минимизировать количество возможных повреждений. В результате конечный потребитель получает дополнительную гарантию качества продукции».

Естественно, и сам переработчик обязан позаботиться о соответствии установленным техническим требованиям своего транспорта для доставки готовых блоков, а также о надлежащей их упаковке.

Еще раз вернемся к вопросу о нарушении монтажных швов. Причиной такого брака может стать недостаточно квалифицированный монтаж, несоблюдение установочных размеров и допусков, ошибки замерщика.

По статистике, до 80% жалоб потребителей приходится именно на некачественный монтаж. Именно поэтому производители уделяют пристальное внимание подготовке специалистов компаний-партнеров. Взаимодействие между производителем и переработчиком напрямую влияет на качество выпускаемой продукции. Как отметил Роман Айваржи, коммерческий директор Группы компаний ПРОПЛЕКС: «Очень важно обеспечить переработчиков не только качественной продукцией, но и максимально полной информацией о ней. Только в этом случае мы сможем завоевать доверие покупателей и выстроить с ними доброжелательные отношения».

Неплотно закрывающиеся створки. Чаще всего это следствие некачественного монтажа уплотнителя, который крепится по всему периметру рамы. По мнению специалистов, наиболее эффективно двухконтурное уплотнение, которое устанавливается и на раме, и на створках. Другой причиной подобного брака способна стать неправильная установка фурнитуры.

Повреждение рамы под воздействием ветровой нагрузки может возникнуть в результате нарушения технологии при установке усиливающей арматуры. Её соединение с профилем осуществляется либо сваркой, либо вручную, с помощью шуруповерта. В последнем случае шаг между саморезами должен быть не более 400 мм. Отсутствие усиливающей арматуры не может служить оправданием для переработчика: специалист, принимавший заказ на установку окон, должен был оценить их расположение и предусмотреть возможное давление ветра, включив в расчет соответствующие поправки.

Если между основной рамой и профилем створки окна обнаружилась щель или появились капли воды, значит, был допущен брак при сварке этих элементов между собой. Ответственность за подобный дефект также ложится на переработчика.

Что делать?

Вполне естественно, что при такой многоуровневой структуре производства, как в оконном бизнесе, необходима универсальная система контроля качества и разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому крупные производители создают механизмы прямого контакта с потребителем. Например — телефонная горячая линия. Постоянный диалог с клиентами позволяет диагностировать существующие погрешности производства или нарушения технологии, допущенные переработчиками. «Наша основная задача – вести постоянный взаимовыгодный диалог с покупателями», — говорит Роман Айваржи.

Чтобы исключить рекламации, связанные с качеством различных частей оконной конструкции, производители регулярно тестируют образцы продукции из каждой партии. Если обнаружен брак, то вся партия идет в переработку.

Перед установкой оконного блока заказчику, при непосредственном участии установщика, следует проверить некоторые его параметры. Профиль рамы и створок в местах угловых соединений должен быть разрезан под углом 45°. Погрешности могут привести к деформации блока в процессе его эксплуатации. Импост — перекладина — режется под прямым углом. В ПВХ профиле обязательно должны быть просверлены специальные отверстия, диаметром не менее 6 мм, для отвода воды, организации вентиляции и компенсации давления ветра. Расстояние между ними не может превышать 600 мм. Осмотрите фурнитуру.

Если при эксплуатации оконного блока все же возникли проблемы или был обнаружен брак, прежде всего нужно обратиться непосредственно в компанию, производившую монтаж. В большинстве случаев будет найдено приемлемое решение. Ну а в тех случаях, когда диалог с исполнителем затруднен, за консультацией можно обратиться напрямую к производителю профиля. Это позволит установить причину неполадки и найти способ ее устранения. Кроме того, производитель поможет разрешить конфликт с переработчиком, если брак возник по вине последнего.

Обращение в суд — крайняя мера в подобных ситуациях. Как правило, необходимость в таких действиях возникает в том случае, когда не существует преемственности между производителем профиля и переработчиком, а установку оконных блоков выполняли сторонние специалисты. Поэтому приобретать продукцию следует у компаний, имеющих так называемый «сертификат доверия». Обычно такой документ выдает производитель оконного профиля. Это является дополнительной гарантией качества монтажных работ. Свидетельство подтверждает, что технологические процессы сборки оконных блоков удовлетворяют всему перечню требований по качеству и точности взаимного расположения элементов конструкции, предъявляемых к ним ГОСТом и СНиПом, а квалификация персонала имеет соответствующий уровень. По словам Романа Айваржи: «Внедрение системы сертификации является закономерным этапом развития оконного рынка. Мы регулярно проводим опросы специалистов-оконщиков. Большинство респондентов отмечают в последнее время повышение требований покупателей к качеству продукции и высказываются за необходимость улучшения качества обслуживания».

Конечно, оценивать по достоинству эксплуатационные характеристики оконной системы необходимо только по прошествии нескольких лет после ее установки. Но, имея представление о технологии производства светопрозрачных конструкций, о причинах возможного брака, а также о принципе выстраивания взаимоотношений между участниками оконного рынка, можно, в случае необходимости, аргументировано предъявить претензию и отстоять свое право на качество.

Пресс-служба Группы компаний Проплекс
http://www.bsn.ru/

©2024 KBAPTUPA.RU