Опыт российских строительных компаний на зарубежных рынках невелик и не всегда удачен. Однако председатель совета директоров холдинга "Эталон-ЛенСпецСМУ" Вячеслав Заренков не сомневается, что проект его компании Golden Line на Золотых песках будет востребован и успешен. В интервью "ДН" он рассказывает, чем русский покупатель отличается от англичанина и сравнивает работу на российском и болгарском рынках.

– Вячеслав Адамович, беседу хотелось бы начать с небольшого экскурса в историю. Почему вы решили обратить внимание именно на Болгарию?

– Приняв еще до начала кризиса стратегическое решение инвестировать в зарубежные рынки, мы изучали не только Болгарию. Но три года назад, во время принятия решения, рынок в Англии падал, в Германии – замер, в Испании был очень перегрет. И мы обратили внимание на наших славянских соседей.
Хотели работать в Сербии, но там очень нестабильная политическая обстановка. Болгария же стабильна и политически и экономически, местные компании не заигрались на фондовых рынках, кризис затронул их в незначительной степени. Страна активно развивается, вступила в ЕС, и перед кризисом государства Евросоюза оказали ей большую помощь.

– Почему проект Golden Line ваша компания начала реализовывать не три года назад, а позже. Чем вызвана такая длительная задержка?)

– Чуть более двух лет назад мы вступили в переговорный процесс по приобретению объекта недвижимости. Около 5-ти месяцев делали аудит компании и объекта. Затем проектирование, получение разрешительной документации, снос существующих зданий, вынос сетей, подготовка площадки – все это заняло время.

– Возводить Golden Line будут болгарские компании. Почему не россияне?

– За рубежом мы планировали работать так же, как на региональных проектах в России – направляя на объект свою бригаду. Но оказалось, что привлечение местных строительных компаний выгодней. Они сейчас строят очень мало, многие простаивают и потому рады заказам. Мы же послали в Болгарию команду менеджеров, управляющих проектом.

Если болгарские строители строят самостоятельно, качество работ оставляет желать лучшего. Этот проект для нас особенно важен, поэтому он находится под нашим жестким контролем.

– Как изменились сроки реализации Golden Line в связи с общими финансовыми трудностями?

– А мы ничего не меняли. В Болгарии нельзя строить в летний сезон, поэтому по плану собираемся построить «коробку» в 2010 году, а уже к следующему сезону сдать объект «под ключ».

– Но на цену предложения финансовые потрясения не могли не повлиять…

– Наш комплекс позиционируется как премиум-класс. Мы его сейчас продаем по 2 тыс. евро за квадратный метр. Если бы не кризис, продавали бы дороже.

– Не самое дешевое предложение даже для элитного жилья Болгарии…

– Мы сравнили стоимость нашего проекта и болгарских – наш получается дороже процентов на 15. При этом убежден, что все предложения по 800 или по 1 200 евро за кв. м. – что называется, «от лукавого». Чаще всего, это начальная цена, в которую не включен налог на добавленную стоимость, а уровень такой недвижимости не соответствует элитному. У нас уже были случаи, когда люди, купившие квартиры на первой линии, предлагали обмен: метр на метр без доплаты. Но мы все-таки предлагаем доплатить, поскольку на первой линии, как правило, менее комфортно: очень шумно, народ отдыхает…
Мы же осуществляем свой проект в уникальном (согласно маркетинговым исследованиям – лучшем в Болгарии) месте. На красивой возвышенности, рядом с пляжем и городом…

– Первые результаты продаж обнадеживают?

– Мы начали реализацию апартаментов 16 июня. На сегодня (беседа проходила в конце июля – Ред.), контракты на 18 квартир находятся в стадии подписания, а три квартиры уже оплачены. Ведутся переговоры о продаже объектов коммерческой недвижимости. Я абсолютно доволен этими темпами, тем более что мы даже не начали продвижение. Думаю, проблем с продажей этих апартаментов не будет.

– Но продвижение вы все-таки планируете?

– Изобретать ничего не будем – воспользуемся нашей сетью продаж и каналами коммуникации, нацеленными на конкретную аудиторию. Ведь любой эксклюзивный проект не подразумевает массовой рекламы. В Golden Line не должны собраться различные слои населения. Мы хотим создать здесь среду единомышленников.

Что хочет соотечественник

– Вячеслав Адамович, в чем бы вы определили уникальность этого проекта для вашей компании. Помимо географической удаленности от Петербурга?

– Мы впервые сдаем клиентам полностью готовые помещения, не требующие дополнительных работ. Квартиры обустроены: кухня, сантехника – все есть. Именно такие проекты востребованы российскими покупателями. У нас широкая линейка предложений, начиная от однокомнатных и заканчивая трехкомнатными апартаментами. Уже за 90 тыс. евро можно купить хорошую недвижимость.

– Как я понимаю, основной покупатель, на которого вы делаете ставку, – россияне?

– Да, объект мы предлагаем и в Болгарии, и в России. Впрочем, немцы тоже очень заинтересованы в приобретении недвижимости в Болгарии. То же могу сказать об англичанах. Правда, они, покупая недвижимость за рубежом, стремятся жить обособленно. Говорят застройщику: «Если вы оставите секцию только для англичан, мы будем здесь жить, если рядом будет кто-то другой – нет». Причем речь идет не только о Болгарии, британцы селятся отдельно везде – на Кипре, в Испании, в Португалии.

Кроме того, у англичан заниженные требования к апартаментам. Россиянам нужна комната, минимум 20 метров, кухня метров 10-11… Англичан же устроят комнатушки-закуточки метров по восемь. Главное, чтобы было где спать, и чтобы стоило недорого.

– А на какого клиента рассчитан ваш проект?

– На семьи с одним или двумя детьми, имеющие совокупный доход около 80 тыс. рублей в месяц и какие-нибудь накопления. Наши условия оплаты – первый взнос 20% с дальнейшей рассрочкой. Болгарские компании, как правило, требуют заплатить половину сразу, а вторую – по окончании строительства.

– Многие россияне, интересующиеся недвижимостью за рубежом, рассматривают покупку не только как способ вложить деньги или определиться с местом отдыха на лето. Для них это возможность жить за границей или начать там собственный бизнес…

– …. Вы правы, именно поэтому наше предложение – это целый пакет услуг. Нами создана управляющая компания, и у наших покупателей не будет проблем, например, со сдачей квартир в аренду. Предполагаю, что стоимость подобной услуги составит 7-8% от суммы аренды, причем в нее уже включено техническое обслуживание апартаментов.

На первых этажах Golden Line разместятся объекты коммерческой недвижимости – владелец квартиры сможет открыть собственный бизнес – кафе, фотоателье, массажный салон – и заниматься им, не выходя за пределы дома. Также наша компания готова помочь в регистрации бизнеса, и проконсультировать по всем вопросам работы на рынке Болгарии.

В Болгарии – дешевле

– Теперь у «Эталон-ЛенСпецСМУ» есть опыт работы на российском и болгарском рынках. Любопытно было бы услышать ваше мнение об их сходствах и различиях…

– В Болгарии следует уделять больше внимание всем юридическим аспектам работы. Мы не можем позволить себе сделать ошибку, связанную с переделыванием проекта, переоформлением документации или налоговыми нарушениями.

Вообще же, в Болгарии все происходит значительно быстрее, чем здесь. Экспертиза занимает месяц, различные согласования вместо девяти месяцев – три-четыре. Да и весь документооборот куда проще.

– А себестоимость строительства?

В Болгарии она ниже – около 500 долларов за кв м., в то время как в России – 900, я имею в виду себестоимость строительных работ, без учета стоимости земли, инженерной инфраструктуры, согласований…
Существенно различаются стоимость материалов, налоговые отчисления, заработная плата. Например, налог на прибыль в Болгарии – 10%, НДС – 8%, социальные налоги вообще отсутствуют. Металл в переводе на наши деньги – 16 тысяч рублей за тонну. А у нас 20 тыс. рублей – хотя понятно, что у них своего металла нет. Цемент у них свой, дешевле нашего процентов на 30.
Наконец, сама конструкция здания в Болгарии дешевле, хотя бы потому, что не требуется возводить толстые стены, не пропускающие холод. Но стоимость земельных участков вблизи моря в Болгарии выше, чем в Санкт-Петербурге.

– Можно ли сказать, что вы рекомендуете российским компаниям задуматься о выходе на болгарский рынок?

– У большинства сейчас иные задачи, и поэтому многие российские проекты за рубежом заморожены. Хотя наши строители работают значительнее качественнее кипрских, греческих или португальских. У нас и темпы, и качество, и технологии – все выше.

– Но ваши-то планы по Болгарии не ограничиваются только Golden Line? И планируете ли продвигаться дальше на запад?

– В Болгарии мы будем осуществлять и другие проекты. У нас есть определенные планы, тем более что сейчас для выбора и покупки участков отличное время. Во всяком случае, предложения от собственников земли у нас есть.
Несколько осложняет перспективы лишь то, что в Болгарии недавно издан закон, запрещающий строить объекты ближе, чем в 300 метрах от моря. В прибрежной зоне можно возводить только гостиницы определенного класса или развлекательные комплексы. Так что, если бы мы согласовывали свой проект сейчас, возникли бы трудности.

А вот проекты в других странах будем рассматривать очень осторожно – надо дождаться всплеска на рынке. По моему прогнозу, он произойдет в 2011 году.

©2020 KBAPTUPA.RU

или

Введите данные:

или    

Forgot your details?

или

Create Account