Надежды правительства РФ простимулировать развитие непромышленных регионов за счет создания на их территориях особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, похоже, оказались маниловщиной. За три года формального существования ОЭЗ в туристическом раю Краснодарского края ни один инвестор так и не заинтересовался обещанными властями льготами. Независимые эксперты считают, что локальная льготная зона не излечит Россию от ее главной болезни – «уродства инвестиционного климата». Кроме того, инвесторов напугал и экономический кризис, который поставил под вопрос окупаемость их вложений в новую курортную недвижимость.

Правительство РФ приняло решение досрочно закрыть особую зону туристско-рекреационного типа в Краснодарском крае, которая охватывает территории Анапы, Геленджика, Сочи и Туапсе. Одна из причин закрытия зоны в Краснодарском крае состоит в том, что за время ее существования не нашлось ни одного инвестора. Так, отвечая на вопрос «НГ», замглавы Минэкономразвития (МЭР) Олег Савельев объяснил вчера: решение о закрытии ОЭЗ в Краснодарском крае связано с тем, что на протяжении длительного времени здесь не осуществлялась туристско-рекреационная деятельность и не были привлечены частные инвесторы для реализации конкретных проектов. Кроме того, Савельев подчеркнул, что решение принято с учетом необходимости концентрировать бюджетные средства на реализации других проектов, признанных приоритетными. Затраты государства на ликвидированную зону составили около 60 млн. руб.

Еще одна причина отмены ОЭЗ в Краснодарском крае – недостаточная активность региональной власти. «Мы работаем с теми площадками, где активность проявляет местная администрация. Со стороны Краснодарского края и тех людей, которые в администрации за это отвечают, этого не было», – заявил руководитель департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченко.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обратила внимание на то, что отмена ОЭЗ в Краснодарском крае вовсе не означает, что власти отказались от развития туристической инфраструктуры в этом регионе. Также министр уточнила, что в других регионах «отказываться от таких зон не планируется».

Напомним, с 2005 года в России начали создаваться ОЭЗ разных типов – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. Зоны создавались с целью простимулировать экономическое развитие региона или отдельных городов. Ведь при открытии ОЭЗ на регион распространялся особый таможенный и налоговый льготный режим. В частности, могла быть установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль. Однако революционных улучшений экономического положения регионов благодаря ОЭЗ так и не произошло. Заметно разочарование в спасительной идее особых зон и среди чиновников. Коснулось это разочарование и зоны в Краснодарском крае, которая была создана постановлением правительства еще в 2007 году.

В Краснодарском крае предполагалось создать одновременно пять особых туристических территорий: две в Анапе, по одной в Геленджике, Туапсе и Сочи. Однако уже в следующем году стало ясно, что надежды переплюнуть Египет и Турцию больше походят на маниловщину. В частности, возникли проблемы с туристическим проектом на территории города-курорта Анапа, который предусматривал строительство музея подводного мира, теннисной и футбольной школ, аквапарка, яхт-клуба, полей для гольфа, спортивных и пляжных парков, ботанического сада, спортивно-оздоровительного и СПА-комплексов, множества гостиниц и т.д. Замруководителя Федерального агентства по туризму Геннадий Пилипенко тогда заметил, что проект реализуется не в полном объеме. Он сообщил, что ситуация, когда «строительство инженерной инфраструктуры происходит за счет государства, а остальные коммуникации – за счет инвестора, недопустима». Поэтому концепция по развитию турзоны и освоению территории должна быть пересмотрена. Набиуллина в 2008 году отмечала, что повысить эффективность ОЭЗ можно будет в том случае, если зоны туристско-рекреационного типа передать в ведение регионов вместе с передачей им и соответствующих целевых субсидий.

«Крайним» во всей этой истории тогда оказалось Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). И в 2009 году президент Дмитрий Медведев своим указом упразднил РосОЭЗ и передал его функции МЭРу. При этом Медведев попросил Набиуллину наконец-то «простимулировать коллег», чтобы они активнее работали с особыми зонами. Но, судя по всему, простимулировать снова не удалось – и это на территории такого, казалось бы, благодатного для туризма региона, как Краснодарский край. Некоторые специалисты уже год назад предупредили, что упразднение РосОЭЗ вряд ли приведет к каким-то положительным изменениям в туристической отрасли страны. Негативные же изменения вполне возможны: если МЭР получит больше свободы для экспериментов с управлением турзонами и действительно передаст их в ведение регионов, то нужно ждать снижения интереса инвесторов. Ведь крупный бизнес, уверяли специалисты, предпочитает взаимодействовать именно с федеральными, а не региональными властями.

Независимые эксперты указывают на то, что отсутствие инвесторов в Краснодарском крае можно объяснить прежде всего общей неблагоприятной ситуацией в экономике страны, которая до сих пор не оправилась после кризиса. «В кризис сокращаются в первую очередь именно инвестиции в рекреацию», – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, инвесторов действительно сложно было найти, причем по вполне объективной причине экономического спада, а потом – экономической неопределенности. Кроме того, продолжает эксперт, «в Сочи и так вложены огромные средства, которые должны были простимулировать развитие всего края, и, возможно, власть решила: куда же больше?».

Если же говорить об опыте создания ОЭЗ туристского типа в целом в России, то он, как считает Зубаревич, «не хороший и не плохой, он просто никакой». В Алтайском крае пока все находится в стадии строительства. Черноморское побережье развивалось ранее и будет развиваться в будущем и без всяких зон, просто темп развития не высок. На Байкале и в Бурятии статус ОЭЗ практически ничего не дал. Ведь предлагаемые властью налоговые льготы, как замечает эксперт, на самом деле мизерны и вряд ли стимулируют к открытию каких-то небывалых проектов. Но самое главное, резюмирует Зубаревич, заключается в том, что «маленькая локальная зона вряд ли перешибает все гримасы и уродства российского инвестиционного климата». Вот основная причина неоправданных надежд и краха туристических проектов даже в благодатном Краснодарском крае.

Льготный режим особых зон в условиях России – это лишь мертвому припарка, считают аналитики. Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева добавляет, что сложности с привлечением инвестиций возникают в том числе и из-за «фактора непрозрачности условий ведения бизнеса, которые существуют на сегодняшний день в России».

Непрозрачность же ведения бизнеса, по мнению многих экспертов, очень часто обусловлена в России финансовой нечистоплотностью не столько предпринимателей, сколько чиновников: некоторые предприниматели скрывают информацию о своем бизнесе из опасения стать жертвой административного произвола.

©2024 KBAPTUPA.RU