Бодрые заявления о том, что экономический кризис закончился, применимы к гостиничному рынку лишь отчасти: спрос еще не вернулся на прежний уровень. Но гарантированные российской заявкой на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года 100 тысяч гостиничных номеров в 13 городах России можно смело назвать началом гостиничного бума.

В настоящее время, согласно различным статистическим данным, в стране насчитывается в общей сложности 200-220 тысяч гостиничных номеров, а, по данным STR Global, в июне 2010 года в России находились на различных стадиях строительства еще порядка 16 тысяч номеров. Определив формат, наиболее востребованный в любые времена, можно предсказать основное направление развития рынка. О дефиците "койко-мест" среднего и бюджетного ценовых сегментов говорилось немало. В условиях спада спроса сегмент должен был выглядеть наименее пострадавшим…

Опыт отельеров как подтверждает, так и подвергает сомнению эту истину. Так, опыт компании — международного гостиничного оператора Accor Group, по словам генерального директора компании "АККОР Россия-СНГ" Алексиса Деларофф, свидетельствует, что отели средней ценовой категории Ibis в кризис оказались более рентабельны, чем представители бренда более высокого класса Novotel: "При более низких операционных издержках в отелях Ibis доход на номер (RevPAR — показатель, рассчитываемый как отношение выручки от продажи номеров к числу номеров, имеющихся в наличии) в них оставался на уровне Novotel". Тем самым, по мнению г-на Деларофф, менее дорогие отели могут быть выгодными для инвесторов, так как окупаются быстрее.

Вместе с тем в ряде городов конкуренцию "трехзвездникам" составили отели более высокой ценовой категории, предоставляющие гостям значительные скидки. Руководитель департамента региональных продаж AZIMUT Hotels Company Валерия Райц отметила, что если в прошлом году спад загрузки в среднем по отелям "АЗИМУТ", ориентированным на бизнес-сегмент, составил порядка 15%, то в некоторых региональных и областных центрах эта цифра составила 20-25%. Безусловно, тому виной снижение деловой активности и сокращение корпоративных расходов, но и конкуренция со стороны более дорогих "соседей по рынку" тоже сыграла свою роль. "Стоимость номера в четырех-пятизвездных отелях нередко была сопоставима со стоимостью проживания в "трехзвезднике", — отметила Валерия Райц. — Но стоит отметить, что такое снижение цен наблюдалось, как правило, в рамках акций и спецпредложений". Нынешний год, по мнению Валерии Райц, был более успешным: "За год загрузка во всех отелях сети практически восстановилась, рост составил 17% по сравнению с предыдущим годом. Отставание от 2008 года порядка 1,5-2%. Практически такая же ситуация с доходностью: оборот почти достиг результатов 2008 года. В этом году цены снизились в среднем на 15% по сравнению с предыдущим. Отмечу, что 2010 год практически невозможно было спрогнозировать, все ожидали еще более сильного падения, чем в 2009-м, чего не произошло. Более того, турпоток практически восстановился, увеличилась доля иностранных туристов. В ближайшем будущем можно ожидать увеличения турпотока на 5-8% и незначительного повышения тарифов".

Перераспределение спроса в сторону отелей верхних сегментов наблюдалось и в столице — правда, в начале 2010-го. По мнению специалистов Jones Lang LaSalle Hotels, это связано как с психологическими причинами (часть клиентского сегмента после "затягивания поясов" в трудные времена вновь перешла к привычному уровню потребления), так и с операционными факторами: темпы роста цен в сегменте mid-market/upscale составили 17,5% в сравнении с 3,6% в сегменте luxury. То есть более дорогие гостиницы, предлагая свой "продукт" по сниженной цене, оказались более конкурентоспособными. Именно в этом сегменте наблюдается и рост дохода на номер, в то время как у всех остальных движение средней цены на номер разнонаправленное, что делает динамику дохода на номер (RevPAR) менее ярко выраженной.

Дальнейший рост рынка связывают, прежде всего, с развитием среднего ценового и экономсегментов; вместе с тем в столицах и крупных региональных центрах намечено появление объектов и более высоких ценовых категорий. Об экспансии в российские регионы прежде всего сетей отелей средней ценовой категории заявили ряд международных операторов. Так, компания Accor связывает дальнейшее развитие в России именно с расширением сетей отелей средней ценовой категории (Ibis — на 2011 год намечено открытие отелей этой марки в Самаре, Ярославле, Нижнем Новгороде) и бюджетных гостиниц (Etap Hotels). В 2011 году откроются Courtyard by Marriott в Казани и Иркутске, отель аналогичного бренда строится и в Москве; на 2012-й намечено открытие Hilton Garden Inn в Ярославле, в 2014-м — Hilton Garden Inn в Казани.

По данным Jones Lang LaSalle Hotels, в Москве из 12 открывшихся в 2009-2010 годах гостиниц половина относится к среднеценовому и экономсегментам (в целом за это время номерной фонд столицы увеличился на 2664 единицы). Это благоприятный показатель: рынок становится более зрелым. Вместе с тем, как отмечает старший вице-президент, руководитель отдела консалтинга Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова, если говорить о численном росте номерного фонда, то столице наиболее заметное "прибавление" состоялось в сегментах upscale и luxury (порядка 2000 единиц). Следует ждать обострения конкуренции в этом сегменте, что позволит потребителю выбрать качественный продукт по разумной цене.

Как тенденцию ближайших лет специалисты отмечают строительство отелей в составе многофункциональных комплексов, включающих помимо гостиничных офисные и/или торговые площади. Как отмечает Майкл О’Хэйр, управляющий директор Horwath HTL Hungary and Russia, если до кризиса строительство офисов класса А считалось менее рискованным, чем возведение отеля, то теперь "гостиничная составляющая" в многофункциональном комплексе — фактор стабильности. Любопытно, что, например, в Москве ряд недавно открывшихся (например, Lotte Plaza, Renaissance Monarch Centre) и готовящихся к открытию объектов (Courtyard Paveletskaya, "АЗИМУТ Отель Москва") возведены именно по этому принципу. "Отели, входящие в состав МФК, диверсифицируют риски инвесторов и приносят живые деньги, поэтому сейчас такие проекты стали популярнее, — говорит Валерия Райц. — Отель в составе МФК несколько увеличивает срок окупаемости проекта, но позволяет инвестору сделать портфель надежнее. Но стоит отметить, что отели, входящие в МФК и "отдельно стоящие", рассчитаны на разные сегменты, поэтому вряд ли составят конкуренцию друг другу".

©2024 KBAPTUPA.RU