Минрегион намерен ввести новые правила «игры» на строительном рынке через новый стандарт продолжительности возведения объектов, финансируемых из бюджета. «Урезав» нормативы, власти хотят снизить стоимость бюджетного строительства и, соответственно, цены на жилье. Эксперты сомневаются, что решить проблему доступности жилья возможно новыми нормативами.

Новый регламент сроков строек, которые ведутся за счет федерального бюджета, описан в проекте приказа Минрегиона, о котором в понедельник сообщает газета «Коммерсант».

«Опыт показывает, что «влезание» в нормативы крайне неповоротливых госкомпаний бьет прежде всего по качеству, а цена становится выше»

Предложенный регламент распространяется на строительство всех традиционных объектов, которые финансируются за счет привлечения или исключительно за счет бюджета. Это жилье, объекты здравоохранения, образования, больниц, спортивные сооружения и многое другое. Газета отмечает, что, например, двухэтажный кирпичный дом площадью 1,125 тыс. квадратных метров и панельная девятиэтажка должны быть возведены за полгода, строительство 16-этажного панельного дома потребует 11 месяцев, 22-этажного — 8 месяцев. Также стало известно, что типовые ясли-сад будет положено строить за 6 месяцев, школу — за 11 месяцев. Проект Минрегиона сейчас находится на согласовании в Минэкономики.

Цель новых стандартов понятна и закономерна – повышение эффективности госстроек, причем, еще на стадиях планирования и сверстывания бюджета на уровне муниципалитетов. Вторая причина – появление новых строительных технологий и материалов, которые не требуют большого времени, того, что было зафиксировано в 1985 году. Именно тогда и были приняты те правила, по которым до сегодняшнего дня жили и работали строители. Третья причина – высокая конкуренция в строительном секторе со стороны частных компаний.

По информации Ассоциации строителей России (АСР), разница между сроками возведения типовых объектов у государственных и частными компаниями составляет до 30% в пользу «частников». И это при том, что, быстрее внедряя новые технологии и материалы, частные стройфирмы экономят до 20% электроэнергии и до 30% — трудовых ресурсов.

Власти уверены, что новые стандарты позволят сократить сроки строек, финансируемых из госбюджета, на 5-10%.

Как сообщают ВЗГЛЯД-Недвижимости в Минэкономике, вторым шагом станет принятие нового регламента на стоимость строительных работ. За счет этого власти намерены строить быстрее и дешевле.

Стоит отметить, что федеральное правительство уже определило перспективы развития стройотрасли на ближайшие 5 лет в постановлении «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». В программе, которую не критиковал только ленивый, говорится о необходимости увеличить темпы строительства в 1,5 раза, доведя объемы до 90 млн квадратных метров в год. По данным Росстата, в прошлом году было построено всего 58 млн метров, в нынешнем построят 64 млн. По мнению экспертов, эта цифра вполне соответствует слабому спросу.

При этом власти ставят задачу увеличить за те же 5 лет долю семей, способных купить квартиру-дом, с 12% (на 2009 год) до 30%. По оценкам Минрегиона, средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 «квадрата», сообщает РБК-дэйли, будет равна среднему доходу семьи из трех человек за 4 года (сейчас за 4,8 года).

Эксперты, опрошенные ВЗГЛЯД-Недвижимостью, с большим скепсисом относятся к выполнимости новых задач в жилом строительстве, с одной стороны, с резким повышением доступности жилья, с другой. Не говоря о том, что за 4,8 года может позволить себе купить жилье менее 3-4% россиян. Так считают специалисты компании «Тройка-Realty». Более того, эти 3-4% могут приобрести квартиру только с использованием ипотечного кредита сроком на 15-20 лет по ставке не выше 12% годовых и первоначальном взносе в 15% от общей стоимости жилья.

«К сожалению, Россия с большим трудом выходит из кризиса, и говорить о победе над ним сегодня нет достаточных оснований, особенно – в части доходов абсолютного большинства россиян, — говорит ВЗГЛЯД-Недвижимости гендиректор «Тройка-Realty» Григорий Хан. – В среднем доходы за кризис упали на 15-30% у большинства работающих в частном секторе, на 5-15% — в госкомпаниях, если не считать «прослойки» топ-менеджеров, которые и сегодня не чувствуют себя обделенными. Если учесть тот факт, что жилье подешевело на 20-30% в 2009-2010 и уже отыграло за прошлый год порядка 8-12%, то на деле выходит, что финансовых возможностей стало меньше, чем было до кризиса».

«Что касается нормативов возведения жилья, то, безусловно, они должны соответствовать времени и периодически меняться, — говорит ВЗГЛЯД-Недвижимости директор стройокомпании «О.С.Г.» Михаил Кориенков. – Но одно – сокращение сроков, и другое – цена и качество. Опыт показывает, что «влезание» в нормативы крайне неповоротливых госкомпаний бьет прежде всего по качеству, а цена становится выше. Нам всегда найдут «нужное» объяснение – дорогие технологии, материалы и прочее. Нет возможности объяснить другое – как заработать на жилье».

«Необходимы не только современные нормативы-технологии, но и финансовые инструменты, позволяющие народу решать свой «квартирный вопрос, — говорит ВЗГЛЯД-Недвижимости директор консалтингового агентства «Кредит-СервисПроект» Ирина Аленичева. – Только одна ипотека, к тому же безумно дорогая, не имеющая аналогов в мире по дороговизне, не справится с этой задачей. Не построит всем нуждающимся государство жилье – не стоит на это надеяться. Его придется покупать. Но – как? Который год депутаты обсуждают возможность введения тех же европейских стройсберкасс….Но – тишина, никто не хочет разрушать монополию банков».

«Да, строить надо быстро, дешево, современно, с этим никто и не спорит, — говорит член АСР Константин Лыков. – Но при том положении, что мы имеем сегодня в экономике и в стройсекторе, в частности, нам потребуются десятилетия для выхода ситуации из тупика. Может, сравнивать и неправильно, но все страны западной Европы решили этот вопрос за 2 десятилетия после войны, в годы послевоенной разрухи. Мы пока еще не можем дать жилье даже ветеранам той страшной войны».
 

©2024 KBAPTUPA.RU