Совсем недавно мы писали о сворачивании проекта офиса «Газпрома» на Охте. Была выдвинута конспирологическая версия, согласно которой «Охта-центр» является на самом деле проектом по развитию депрессивных территорий и тонким социальным инженерингом. Мы полагали, что в Питере подобная схема больше повторяться не будет.  Так вот, они решили сделать это снова. Теперь в Лахте.

Напомним, что 10 марта по новостным лентам прошла информация о том, что «Газпром» купил у группы ЛСР 14 гектаров в Лахте. Участок располагается справа от шоссе, за мостом через протоку, с правой стороны, между дорогой и заливом, ориентир – пост ГИБДД (или дорожной полиции, кто их сейчас разберет). Пока что особых возражений со стороны представителей гражданского общества на новое место расположения «башни» не последовало. Правда, архитекторы, транспортники и градостроители осторожно замечают, что участок для проекта такого масштаба, того, маловат. С одной стороны – залив, с другой – городские кварталы, с третьей – сплошная старая «малоэтажка», перемежаемая торговыми объектами. Где тут разместить комплекс зданий со всей обслуживающей периферией? А ведь есть еще и транспортная проблема, в Лахте, кстати говоря, не менее острая, чем на Охте. Впрочем, если мы снова обратимся к конспирологическо-градостроительной версии происходящего, все встает на свои места. Ключевые слова – «субурбия» и «намывные территории».

Это нам только сейчас кажется, что домики для постоянной жизни за городом – это прекрасно. Регулярно встречаются предложения вовсе отказаться от городской жизни в пользу жизни на природе, решать таким образом проблему массового жилья, и т.д. Правда, иногда создается впечатление, что авторы подобных идей плохо представляют себе не только опыт развития субурбии в ЕС и США, но и особенности загородной жизни в суровом климате в целом. За последние 50 лет было точно установлено, что субурбия, хоть и решает в теплом климате ряд проблем с жильем для среднего класса, но создает другие проблемы, не менее, а часто и куда более серьезные. Массовая пригородная застройка, для которой есть даже специальный термин urban sprawl, порождает резкий рост автомобилизации населения, создает огромные потоки маятниковой миграции «в город на работу и обратно», требует специальных решений в области социальных инфраструктур (типа «школьных автобусов». Кстати, если Вас интересует аренда автобусов в Москве, рекомендуем посетить сайт m-transport.ru) и торгово-развлекательных объектов (мега-моллы, и т.п. гигантические конструкции). Жители в субурбии не держаться более одного поколения: молодежь рвется в города, где кипит жизнь. Но главное, субурбия приводит к проблемам в развитии городских центров: они теряют свою функцию самого людного и посещаемого места, теряют людей, что для города буквально означает смерть. Кроме того, субурбия не дает городу нормально расти, сдерживает его, не позволяет нормально реализовывать необходимые инфраструктурные проекты. Бог с ней, с Америкой, возьмите, к примеру, окрестности Всеволожска, Юкки или ту же Лахту. В этом смысле, решение, которое позволяет ликвидировать локальный фрагмент примыкающей вплотную к городу субурбии следует всячески приветствовать. Особенно если вместо нее появится современный квартал, собирающий территорию на несколько километров вокруг.

Вторая важная точка – это намывные территории. В Санкт-Петербурге намывные территории, как справедливо сказал кто-то из девелоперов – самый доступный источник территорий под комплексную застройку сколько-нибудь приличного уровня. Расширение «центра» — куда более дорогостоящий и долгий вариант, да и точечный редевелопмент не без проблем. Самое аргументированное возражение против них исходит от людей, которые покупали элитную недвижимость окнами на Финский     залив, а через несколько лет получили жилье окнами на новые дома. В условиях реализации нового делового квартала (а понятно, что речь будет идти именно о большом квартале, с многофункциональной недвижимостью, портом и т.д.), без намывных территорий точно не обойдется. А полная поддержка со стороны Администрации города позволит решить вопрос намыва раз и навсегда. Чем потом с удовольствием будут пользоваться и другие девелоперы.

Понятно, что после начала серьезных работ по строительству офисного центра в Лахте, всех соседей ждут большие потрясения. Участки с деревянными развалюхами будут решительно скупать, расчищать, консолидировать и обустраивать. Как и в случае с Охтой, все что может быть скуплено и подвергнуто редевелопменту – будет скуплено и подвергнуто редевелопменту. Правда, в основном, будут проектироваться торговые объекты, но и появление офисных центров тоже вполне можно себе представить.

Есть такой объективный процесс – образование внутри городского пространства, на периферии города, небольших плотных зон, своеобразных локальных «городских центров». Они выполняют ту же функцию (плотное скопление людей, торговли, потоков, связей), что и городской центр, но для периферийных районов. Нечто подобное можно наблюдать, например, у метро «Озерки» или «Проспект Большевиков». Но в Лахте торговлю и развлечения смогут со временем дополнить современные офисы; там их как минимум есть где построить. С точки зрения компаний, работающих с обработкой данных, какими-то бумажными делами и т.п., а не с потоком клиентов – вполне приемлемое место.

Дополнительный стимул развития получит вся территория вдоль берега Финского залива, по Сестрорецк включительно. Совершенно иначе начинает выглядеть проект нового зоопарка в Лахте. Он оказывается совсем рядом с новым районом, и в этом смысле получит потоки посетителей, сопутствующие торговые услуги и развлечения – словом, все то, о чем создатели проекта и не могли мечтать. А Лахтинский залив и печально известный парк 300-летия Санкт-Петербурга имеют все шансы трансформироваться в нормальную рекреационную зону, опять-таки подкрепленную населением, торговлей и развлечениями.

 В общем, пока что у нового места расположения офиса «Газпрома» – сплошные плюсы. Со временем, лет через 7, там могут, правда, найти очередную неолитическую стоянку, рачью зимовку или место обитания каких-то редких пигалиц, обнаружить зыбучие пески, прислушаться к транспортникам и прочим экспертам, испугаться протестов экологов, и проект придется снова переносить. Но свою задачу по развитию территории он, в очередной раз, успешно выполнит. 
 

©2021 KBAPTUPA.RU