Сегодня в Петербурге насчитывается более двухсот промышленных зданий, имеющих историческую ценность. При современной практике градостроительства памятникам угрожает снос. Общественность предпринимает попытки отстоять культурное наследие.

«Необходимо штрафовать владельцев исторических промышленных зданий и воспитывать инвесторов», — считает сопредседатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маргарита Штиглиц. По ее мнению, собственники промзданий, внесенных в список охраны Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, должны нести ответственность за сохранение культурного наследия.

Сносить нельзя реставрировать

Маргарита Штиглиц также считает необходимым вступление представителей петербургской власти в Международный Совет индустриального наследия. Таким образом, городская администрация попадет под давление международной общественности, а собственники объектов «пром-арт» — под настойчивый контроль чиновников.

К сожалению, инвесторы не всегда готовы восстанавливать и перепрофилировать бывшие заводские здания. Выгоднее сносить и строить заново. Разговоры об использовании старых промышленных корпусов под офисы, торговые центры и музеи чаще всего остаются на бумаге, а положительные примеры единичны. В результате разрушаются бывшая солодовня и конторский корпус «Баварии», знаменитые газгольдеры на Обводном канале, здание силовой подстанции фабрики «Красное знамя», башня Якова Чернихова на бывшем заводе «Красный гвоздильщик», первые корпуса Ижорского завода и десятки других объектов.

Кроме того, усиливается тенденция, когда освобожденные заводские корпуса нарочно доводятся до разрушения с тем, чтобы объявить их аварийными и вывести из списка охраны.

Вычеркиваем…

Такая практика может показаться излишне агрессивной и нерезультативной. Однако Петербург уже нарабатывает опыт исключения объектов из списка охраны. Так, насыпной холм Никольского на Крестовском острове (стадион им. Кирова) раньше был федеральным памятником. Еще за два года до появления на старой футбольной арене всемогущего «Газпрома», Комитет по физкультуре и спорту совместно с компанией «Петромир», проводил конкурс на право комплексного освоения данной территории. Тогда главным условием было сохранение холма. Победителем стала мастерская «ЛенНИИпроекта» под руководством одного из старейшин петербургской архитектурной школы Петра Юшканцева. Мастеру удалось представить проект современной арены на холме Никольского. Но он так и остался на бумаге.

Репутация выбранного «Газпромом» всемирно известного архитектора Кисе Куракавы не вызывает сомнений. Но перед ним не ставилась задача сохранить памятник.

Реконструкция по-европейски

Генеральный директор Международного Фонда Спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис предлагает инвесторам обратить внимание на петербургский пром-арт. Во всем мире старые индустриальные здания используют под музеи, культурные и деловые центры, гостиницы. Например, в Вене исторические газгольдеры без ущерба для их внешнего облика приспособлены под общежитие, гостиницу, административно-деловые корпусы.

Шедевры петербургского пром-арта их владельцы используют в основном как объекты аренды, под склады. Здесь на лицо непонимание ценности существующих сооружений. Они стоят гораздо больше, чем производят.

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что в Петербурге на уровне законодательства должны быть значительно расширены границы охраны памятников. «Это необходимо для того, чтобы инвесторы искали оригинальные решения их использования», — сказала Оксана Дмитриева. Например, пришедший в упадок лет 20-30 назад промышленный район столицы Великобритании Челси, после реновации, превратился в место паломничества туристов и стал одним из самых процветающих.

Вячеслав Березниченко
http://www.bn.ru

©2021 KBAPTUPA.RU