Рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга переживает стадию подъема. Аналитики компании Penny Lane Realty Saint-Petersburg — ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости – отметили ряд важных тенденций и событий,  благодаря которым этот сегмент коммерческой недвижимости к концу года выйдет на докризисные показатели. Инвесторы вновь рассматривают долгосрочные вложения, а на рынке аренды помещений стрит-ритейла отмечается бурный рост.

«Целый ряд операторов розничной торговли и общепита приняли решение об экспансии на рынок Петербурга, — рассказывает директор Penny Lane Realty Saint-Petersburg Павел Пикалев. – Сейчас они активно рассматривают помещения, преимущественно, формата стрит-ритейл, а некоторые из них уже открывают новые точки». В частности, компания Penny Lane Realty Saint-Petersburg выступает агентом по подбору помещений для сети Subway. К объектам предъявляются следующие требования: площадь 70-150 кв.м., расположение  на 1 этаже в местах с высоким пешеходным трафиком, наличие вытяжки или возможность ее установки, электрическая мощность — от 15 кВт.

Также о планах расширения заявили рестораны итальянской кухни Sbarro, австралийская сеть фастфуда County Chicken и пиццерии Papa Jones. Сеть кофеен «Кофеин» намерена открыть в городе 4 точки.  Кроме этого, на рынок выходят новые бренды, в том числе международные (Decathlon, Kika, Longchamp, Furla, Coccinelle, Michael Kors и др.), развиваются федеральные сети — такие как «Уютерра» и «Формула кино».

Кроме того, аналитики отмечают высокую активность на рынке стрит-ритейла операторов банковского сектора. Это связано с открытием дополнительных офисов, оказывающих услуги физическим лицам. В основном, банки заинтересованы в покупке недвижимости. Аренда рассматривается на срок не менее 5 лет. Размер запрашиваемой площади колеблется в пределах 100-400 кв.м. Объект должен находиться на первой линии домов, в местах с активным пешеходным трафиком. Наибольшим спросом пользуются предложения в центре Петербурга, либо в спальных районах вблизи станций метро.

Активизация игроков на рынке уже привела к дефициту качественного предложения в самых востребованных торговых коридорах, что отразилось на арендных ставках. По оценкам экспертов компании, с начала года ставки выросли в среднем на 3%. Таким образом, аренда помещения на Невском проспекте обходится сегодня в $200-400 за кв.м. в месяц, на центральных торговых улицах – $90-250 за кв.м. в мес., в спальных районах у метро – $70–160 за кв.м. в мес., в спальных районах, удаленных от метро – $20–70 за кв.м. в мес.

В сегменте купли-продажи стрит-ритейла спросом пользуются, в основном, площади до 500 кв.м. Покупателями выступают торговые сети, банки, операторы общепита, либо инвесторы, интересующиеся покупкой арендного бизнеса. Цены продаж на объекты в основных торговых коридорах составляют $5000-6000 за кв.м., в спальных районах — до $3000 за кв.м. Самой крупной сделкой в люксовом стрит-ритейле стала продажа холдингом RBI галереи бутиков Esfera (общая площадь 2100 кв.м.) сети мультибрендовых бутиков «Babochka». По оценкам аналитиков агентства, сумма сделки могла составить приблизительно $10 млн.

Эксперты компании отмечают изменения и в инвестиционной политике. «Если в кризис покупателей больше интересовали единичные дисконтированные объекты, то сейчас игроки решают более сложные задачи, — говорит Павел Пикалев. – Долгосрочные вложения вновь становятся актуальны. Инвесторы рассматривают проекты, которые можно подвергнуть реконцепции  в зависимости от меняющихся требований рынка, и тем самым повысить их стоимость». Самой крупной инвестиционной сделкой с начала года стала покупка в конце марта активов и долгов «Макромира» УК Fort Group (общая площадь пяти торговых центров – 274 тыс. кв.м.). Средняя заполняемость приобретенных объектов составляет почти 90%, некоторые из них требуют частичной реконцепции. Для завершения строительства  ТЦ «Долгоозерный» потребуются вложения в размере $22-25 млн.

Уровень вакантных торговых площадей в Санкт-Петербурге постепенно снижается и на сегодняшний день составляет около 10%. Этому способствует не только возросший спрос на помещения, но и ситуация с новым строительством. В основном, сейчас достраиваются торговые центры, заявленные еще в 2008-2009 г.г., новые проекты отсутствуют. Например, в I квартале 2011 года в эксплуатацию был введен всего 1 торговый центр Olympic Plaza (общая площадь 13 тыс. кв.м.). К тому же, около 15% действующих ТЦ требуют реконцепции, они строились сравнительно давно и не соответствуют современным требованиям.

«В течение 2011 года мы ожидаем постепенный переход к рынку арендодателя, — резюмирует Павел Пикалев. – Более жесткими станут условия аренды, включая сокращение арендных каникул. Однако рост ставок не будет резким и составит в среднем 10-12% в год. Что касается инвестиций, то мы ожидаем активизации на рынке иностранных компаний, которые в прошлом году предпочитали пристально наблюдать за развитием ситуации и анализировать потенциально интересные предложения».
 

©2024 KBAPTUPA.RU