13 мая 2011 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект, запрещающий организовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ) в строящихся многоквартирных домах.

К чему могут привести такие изменения в законодательстве и чьи интересы они защищают, мы поговорили с адвокатом Адвокатской палаты г. Москвы Олегом Суховым, ведущим юристом "Первого Столичного Юридического Центра".

— Олег Владимирович, авторы законопроекта полагают, что он позволит существенно снизить число фальсификаций и мошенничеств в сфере управления многоквартирными домами. Так ли это на самом деле?

— Не могу с этим согласиться, т.к. для создания ТСЖ необходимо решение большинства будущих собственников дома, что предполагает наличие информации о таких собственниках. В свою очередь, информацией о собственниках может располагать лишь застройщик, который строил дом и продавал квартиры. Как показывает практика, ТСЖ в недостроенных домах организовывается только при наличии возникающей серьезной проблемы, связанной с недобросовестной работой строительной компании и не завершением строительства дома.

Будущие собственники (обманутые дольщики) предпринимают любые попытки для разрешения возникшей проблемы, и как результат через средства массовой информации (в основном Интернет) находят информацию друг о друге. После чего они создают ТСЖ и пытаются решать возникшие в их доме проблемы, в том числе и путем представления интересов через организацию — ТСЖ. Если предполагаемый закон будет принят, то он в значительной степени ослабит права обманутых дольщиков.

Кроме того, я считаю, что в рассматриваемом примере имеет место претворение в жизнь лоббируемых управляющими компаниями собственных интересов, которые постоянно входят в противоречие с интересами собственников дома, организующими ТСЖ.

— Согласно документу, до момента, когда собственники помещений смогут выбрать способ управления домом, оно будет осуществляться компанией, выигравшей организованный местными властями открытый конкурс. Кроме того, при принятии решения о создании, реорганизации или ликвидации товарищества, владельцы квартир должны будут лично подписывать соответствующие решения, которые затем будут направлены в органы регистрации. Есть ли в приведенном примере законопроекта какие-либо изменения в части существующей практики по созданию ТСЖ?

— Никому не надо объяснять, насколько коррумпировано на местах проводятся аукционы, конкурсы и тендеры, поэтому в приведенной редакции закон ничего нового нам не принесет. Что же касается подписей собственников дома и предоставления такой информации в регистрирующий орган, то по данному поводу могу сказать следующее. И в настоящее время для создания ТСЖ требуются подписи большинства собственников (будущих собственников) дома, однако такие подписи в регистрирующие органы не предоставляются, в этом и заключается принципиальное отличие.

Однако, как на практике будет выглядеть процесс сверки должностными лицами регистрирующего органа подлинности представленных нескольких сотен подписей жильцов дома, мне, например, не понятно.

— Также законопроект расширяет компетенцию жилищных комиссий — органов исполнительной власти субъектов РФ, которые контролируют использование жилфонда. Комиссии получат право проверять обоснованность создания ТСЖ и соответствие их уставов действующему законодательству, а также принимать решения о составе товариществ. Согласно документу, до 1 марта 2013 года жилкомиссии проверят законность всех существующих ТСЖ. Поможет ли данный государственный орган разрешить существующие проблемы, как в деятельности ТСЖ, так и в конфликтах между собственниками многоквартирных домов и самими ТСЖ?

— Налицо очередной пример раздувания бюрократического аппарата нашего государства. Для того, чтобы жилищные комиссии имели полномочия по контролю за деятельностью создаваемых и действующих ТСЖ, такие жилищные комиссии необходимо сначала создать. Да, безусловно, в местных органах власти имеются жилищные комиссии, но, во-первых, они работают по определенным направлениям, не связанным с ТСЖ, во-вторых, они не справляются со своими полномочиями, чтобы дополнительно догружать их посторонними лишними функциями. В связи с чем, либо действующие комиссии должны увеличивать свой штат, либо придется создавать новые дополнительные структуры — комиссии по работе с ТСЖ.

Не могу сказать, что идея создания контролирующего органа над ТСЖ — это плохая идея, однако в настоящее время эта идея не понятна нашему государству, а потому преподносится очень не эффективно, порождая очередной орган гос. власти, имеющий полномочия ограничивать деятельность ТСЖ, но не имеющий полномочий способствовать развитию данного направления деятельности в интересах собственников многоквартирных домов.

©2024 KBAPTUPA.RU