КГИОП договорился с БДТ, как обустроить деревянный театр на Каменном острове для современных спектаклей.

Концепцию преображений подписали председатель КГИОП Вера Дементьева и художественный руководитель БДТ народный артист России Кирилл Лавров.

Стороны признают, что найти приемлемое решение было непросто.

Ни дать, ни взять

«Вы только о памятнике думаете, а как нам там работать — это вас не беспокоит», — поначалу обижались театралы в ответ на возражения охранного комитета против проекта «разборки с воссозданием» деревянной конструкции середины XIX века. «Для нас это дело чести, — уверена председатель КГИОП. — Мы должны сохранить объект для России, ведь в стране осталось только два деревянных театра XIX столетия (второй — в имении «Архангельское» под Москвой). И мы нашли решение». В сущности, такую непростую задачку предложил им решить президент Владимир Путин, «подарив» фактически бесхозное здание театру в дни празднования 80-летия Кирилла Лаврова. Театралы подарку обрадовались, но, осознав, что объект охраняется государством, пригорюнились: перестраивать нельзя, пристраивать нельзя, да и вернуть «подарок» нельзя тоже. Главный художник театра Эдуард Кочергин поясняет: «Если мы не сможем там хранить декорации и костюмы для трех-четырех спектаклей — для нас содержать такое здание нерентабельно». Технология позапрошлого века, когда сюда в специальных каретах привозили уже загримированных и разодетых актеров, сегодня немыслима. Впрочем, Кирилл Лавров поправляет: «Любой театр — это в принципе нерентабельное предприятие, которое финансируется государством. Но Федеральное агентство по культуре и кинематографии справедливо требует от нас расчетов. Все расходы должны быть эффективными».

Впрочем, финансировать создание второй сцены БДТ будет городской бюджет по линии КГИОП. Как сообщила Вера Дементьева, предварительно это обойдется в 931 млн рублей (точную сумму определят по итогам тендеров на генпроектирование и генподряд, которые уже объявлены). Понять, почему Петербург, который часто сетует на то, что федерация недостаточно финансирует реставрационные работы в Северной столице, берет на себя затраты на этот памятник федерального значения, — непросто. Как и то, почему Каменноостровский театр закреплен за фондом «Константиновский», который лишь на время реставрации передает объект КГИОП. (Кстати, по этой же схеме и в тот же срок — декабрь 2008-го — обещают превратить бывший дворец великого князя Алексея Александровича на наб. Мойки, 122 в Дом музыки.)

Уже в апреле реставраторы предполагают приступить к тщательному обследованию конструкций деревянного здания. Совместно с Комитетом по культуре КГИОП ищет нового хозяина для плафона в духе ар-деко (архитектор Евгений Катонин), который с тридцатых годов прошлого века украшает потолок зрительного зала. (А может, лучше оставить — как «наслоение времени» в духе венецианской хартии, а не выписывать новодельных Венер и Амуров?)

Театральная «подземка»

Самая главная фишка проекта помимо реставрации экстерьера театра и интерьера зрительного зала — создание заглубленной части, где можно будет разместить все необходимые службы: гардеробы, склад декораций, гримерные, буфет и проч. В принципе площадь «подземки» невелика — 1080 кв.м, но с ее помощью существующее здание фактически увеличится вдвое. Обещают, что и зрителям (максимально зал рассчитан на 398 мест), и труппе здесь будет вполне комфортно. (Важно, чтобы город обеспечил транспортную доступность театра, удаленного на 20-30 минут пешего хода от ближайших станций метро «Крестовский остров» и «Черная речка».)

Архитектор Владимир Бурыгин, который совместно с КГИОП и дирекцией БДТ работал над концепцией преображения Каменноостровского театра, поясняет: «Если нельзя разобрать и пристроить, надо «уходить под землю». Копать под театральным зданием тоже не следует: мы можем его потерять. Вывод — надо заглубляться рядом». Так что заглубленная часть (около 6 м от нулевой отметки) словно полукругом обнимет историческую постройку, выходя на поверхность земли эксплуатируемой кровлей с окнами-фонарями. Есть планы освоения чердака под мастерскую театрального реквизита.

По словам Кирилла Лаврова, репертуар для каменноостровской площадки БДТ пока не определен. Скорее всего, это будут новые постановки — специально для этой сцены.

КСТАТИ

Зону поблизости от Каменноостровского театра осваивает Управление делами Президента: после реставрации (с воссозданием башни) в особняке Клейнмихель создан апартамент-отель, после долгих судов ждет реставрации бывшая дача Половцева, обнесена строительным забором погорелая дача Постельса.

Досье

Летний Каменноостровский театр (наб. р. Крестовки, 10) построен по проекту арх. С. Шустова всего за 40 дней в 1827 году близ Елагина дворца, где император Николай I проводил лето.

В 1844-м из-за аварийного состояния здание разобрали и несколько перестроили по проекту А. Кавоса.

После революции использовали как кинотеатр, телевизионный театр, последним пользователем был клуб спортивного бального танца «Ювента».

Елена Кузнецова
http://www.estate-gazeta.ru

©2024 KBAPTUPA.RU