ВТБ принял в свою команду одного из самых влиятельных соратников Валентины Матвиенко — экс-вице-губернатора Санкт-Петербурга Юрия Молчанова. Он назначен старшим вице-президентом ВТБ и будет курировать инфраструктурные проекты банка — строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) и нового терминала аэропорта Пулково, за которые ранее отвечал в Смольном.

Юрий Молчанов работает в банке старшим вице-президентом с 14 февраля, подтвердила "Ъ" пресс-служба ВТБ, уточнив, что в состав правления ВТБ топ-менеджер не входит. Господин Молчанов рассказал "Ъ", что будет курировать инвестиции банка в инфраструктурные проекты — как уже реализуемые в рамках концессии и государственно-частного партнерства (ГЧП), так и новые, в которых собирается участвовать ВТБ. В частности, ВТБ намерен бороться за право строить участки скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург, конкурсы по которым еще не объявлены.

Юрий Молчанов — выпускник физического факультета Ленинградского университета (ЛГУ), где учился в одно время с совладельцем банка "Россия" Юрием Ковальчуком и главой Центризбиркома Владимиром Чуровым. Сразу после избрания Валентины Матвиенко губернатором стал одним из самых влиятельных ее заместителей. В Смольный господин Молчанов пришел с поста председателя совета директоров холдинга "Бизнес Линк", созданного им в начале 1990-х годов. До этого господин Молчанов вместе с Владимиром Путиным налаживал международные связи ЛГУ (господин Молчанов был проректором, а господин Путин — помощником ректора по этим вопросам). В Смольном господин Молчанов сначала курировал имущественно-инвестиционный блок, отвечая за большинство крупных инвестпроектов, ряд из которых реализует "ВТБ-Девелопмент" во главе с сыном экс-губернатора Сергеем Матвиенко. Также Юрий Молчанов был инициатором принятия первого в России закона об участии субъекта федерации в ГЧП.

После финансового кризиса, когда проекты частных инвесторов в Петербурге забуксовали, господин Молчанов сосредоточился на сфере инфраструктурного строительства. В конкурсах, проведенных при его участии, ВТБ и удалось получить два, пока единственных, инфраструктурных проекта — строительство центрального участка ЗСД и нового терминала аэропорта Пулково.

Право на реконструкцию и управление аэропортом Пулково созданный ВТБ консорциум "Воздушные ворота Северной столицы" (57,5% у ВТБ) получил в 2009 году. Проект стоимостью €1,2 млрд, или около 47,3 млрд руб., предполагает создание хаба с пропускной способностью 35 млн человек к 2039 году (в 2010 году — 8,44 млн человек). В проекте строительства ЗСД банк ВТБ появился в 2011 году. Это самая дорогая дорожная стройка в России стоимостью 120 млрд руб. Конкурс выиграло созданное ВТБ и Газпромбанком ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС). Основным конкурентом МСС была Балтийская концессионная компания "Магистраль", сформированная бизнес-структурами депутата Госдумы Виталия Южилина, который все эти годы был одним из главных партнеров экс-губернатора Валентины Матвиенко по реализации стратегических инфраструктурных проектов ГЧП ("Морской фасад", Орловский тоннель). МСС досталось право строительства и последующей эксплуатации платной трассы в течение 30 лет (с гарантированным ежегодным доходом 9,67 млрд руб.), инвестиции консорциума в этот проект оцениваются в 69,3 млрд руб. Соглашение с МСС было подписано губернатором Георгием Полтавченко в присутствии Владимира Путина 23 декабря прошлого года, после чего господин Молчанов одним из последних среди экс-соратников Валентины Матвиенко покинул Смольный. Источник "Ъ", близкий ВТБ, утверждает, что главным проектом господина Молчанова в банке будет именно ЗСД.

Тем временем новое руководство Смольного приостановило большинство инфраструктурных проектов, которые курировал господин Молчанов. Так, предложено отказаться от строительства Орловского тоннеля и двух мостов через Неву. Но уже строящиеся объекты ВТБ — ЗСД и аэропорт Пулково — новая политика Смольного не затронула.
 

©2024 KBAPTUPA.RU