С каждым годом число интернет-пользователей увеличивается, все больше людей осознает удобство поиска объектов недвижимости через Сеть Интернет — инструмент универсальный, и специалисты сферы недвижимости не могли обойти его вниманием. Конечно, до Запада мы еще недотягиваем: если в Америке для поиска жилья Интернет используют 97% потенциальных клиентов, то у нас пока 30%. Но если судить по темпам развития Рунета, у нас в этом отношении большое будущее.

Ловить покупателя сетью

Начало коммерческого освоения Интернета пришлось в нашей стране на начало 90-х. Это было неизведанное и подчас маргинальное направление деятельности, где вовсю орудовали хакеры и разного рода нечистоплотные дельцы. Однако Рунет довольно быстро цивилизовался. Очень скоро все уважающие себя компании обзавелись собственной интернет-страничкой, которая, впрочем, тогда служила исключительно для представительских целей – как визитка. Да и сейчас, по словам Наталии Курашовой, руководителя отдела маркетинга и PR компании Renaissance Realty, «довольная большая часть целевой аудитории составляет первое впечатление о компании именно по ее сайту». Но по мере того как росла мода на Интернет, приходило и понимание того, что Всемирная паутина представляет собой, прежде всего, крупнейшую справочную систему, размещать информацию в которой необыкновенно эффективно!

С этого момента риэлторские компании стали загружать на свои сайты базы объектов, превратив корпоративные интернет-странички в инструмент продаж. Сейчас значение глобальной Сети в полной мере осознают все специалисты рынка. «Интернет – это самая доступная по цене рекламная площадка, поэтому его возможности надо использовать по максимуму, – говорит Ольга Побединская, директор по маркетингу Бюро Недвижимости «Агент 002». – 37% наших клиентов находят информацию о нас именно там. Думаю, доля пришедших «с сайта» в будущем только увеличится. Часто посещение интернет-сайта – это последнее, что предшествует звонку клиента. Перед этим человек мог слышать рекламный ролик на радио, видеть рекламный щит на шоссе, модуль в газете – везде упоминается адрес сайта. И если, зайдя на него, он нашел здесь все, чем интересовался, то он обязательно позвонит. Именно поэтому сайт компании – это очень важный инструмент в продаже недвижимости».

Теперь представлению в Интернете фирмы уделяют много внимания. Компании развивают свои сайты, стараются следить за их обновляемостью и актуальностью размещаемых статейных материалов. Среди особенно раскрученных Филипп Третьяков, руководитель проекта «Дометра.Ру», называет сайты компаний «МИЭЛЬ-Недвижимость», «ИНКОМ-Недвижимость», Paul`s Yard. Посещаемость последнего, по словам эксперта, за последний год выросла в 5 раз. Наполнением и обновлением сайта в риэлторской компании занимается отдельный специалист, а то и целая команда. «Что касается нашего сайта, то его цветовая гамма и все графические элементы выдержаны в корпоративном стиле и полностью соответствуют имиджу компании, – рассказывает Наталия Курашова. – Мы постарались сделать его максимально информативным, понятным, с подробным описанием объектов и качественными фотографиями. У него достаточно удобная навигационная система. Информация на нем регулярно обновляется».

Однако в некоторых случаях Интернет может оказать медвежью услугу. Ведь с сайта профессиональной компании информацию о продаже объекта может скопировать и использовать по собственному усмотрению любой желающий. Председатель Совета директоров Инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт сетует, что многие агентства-однодневки и «дикие» брокеры использовали материалы с сайта ее компании, распространяя среди клиентов напечатанные на домашнем принтере материалы. От этого страдает имидж объекта.

Интернет-глобализм

В 2001-2003 годах эффективность корпоративных сайтов с большими базами объектов навела предпринимателей на мысль об организации еще более масштабных, независимых интернет-проектов с максимальным объемом предложений и широким спектром участников. Стали появляться и порталы, специализирующиеся на определенных сегментах – городской, загородной, коммерческой недвижимости. Такие проекты уже оправдали себя. Агентства недвижимости охотно размещают информацию в их базах. «Мы рассматриваем популярные интернет-порталы, посвященные недвижимости, в качестве рекламных площадок, – говорит Наталия Курашова. – Основная цель таких порталов – это оперативное освещение событий на рынке, кроме того, на них содержатся обширные базы по объектам недвижимости. Как правило, у них большая посещаемость, что весьма привлекательно для рекламодателей. Вообще, по соотношению затрат и отдачи показатели интернет-рекламы оптимальны. Мы осознаем все преимущества такой рекламы, и поэтому в ближайшем будущем планируем увеличить свое присутствие в Интернете».

Наконец, появились и глобальные проекты, претендующие на наибольший охват рынка, – «РБК – Недвижимость» и «Рамблер – Недвижимость». Это системы, созданные крупными холдингами, представляющие базу данных в основном с баннерной и объектной рекламой. Многие признают, что такие порталы – хорошая рекламная площадка. «В отличие от наружной рекламы и рекламы на телевидении, информацию в Интернете получает целевой потребитель, который специально для этого заходит в сеть, – комментирует Филипп Третьяков. – Годовой прирост данной аудитории составляет 20-25%; она охватывает все возрастные сегменты и увеличивается по ним равномерно». «В настоящее время Интернет является одной из наиболее перспективных рекламных площадок, и не использовать его в продвижении как самой компании, так и своих объектов было бы, конечно, неразумно, – подтверждает Наталия Курашова. – Тем более что с каждым годом число интернет-пользователей увеличивается, все больше людей осознает удобство поиска объектов недвижимости через Сеть».

На сегодняшний день возможности Интернета велики, но все же не безграничны. Квартира или загородный дом – это не книжка или диск, который можно заказать в интернет-магазине и получить с курьером. Суммы сделок здесь такие, что их не оплатишь в Сети, да и свидетельство о собственности не придет по электронной почте. Виртуальное пространство может лишь представить определенный объем информации тому, кто интересуется ею. Конкуренты глобальной сети тоже не дремлют. «Газета «Из рук в руки» и каталог «Недвижимость и цены» пока более эффективны с точки зрения рекламы конкретных объектов недвижимости, – утверждает Филипп Третьяков. – У них более высокая степень доверия, которую еще не заработал Интернет. В сети с целым рядом состоявшихся брендов, таких как arendator.ru, cottage.ru, пока существует множество «мусорных» сайтов, и это, к сожалению, влияет на общее доверие покупателя к этому источнику рекламы.» Тем более что базы объектов в Интернете неполны и зачастую плохо обновляются. В этом постоянно убеждаются те, кто, желая купить недвижимость, блуждают по сети. Они то и дело натыкается на объявления о реализации квартир или домов, проданных несколько лет назад, или на устаревшие цены.

Мечты о будущем

Впрочем, Интернет со временем избавится от этого недостатка. В перспективе нас ждет мультилистинговая система, уже существующая на Западе. Она представляет собой базу предложений, предполагающую участие практически всех компаний рынка, где наиболее полно представлены объекты недвижимости сразу нескольких стран. Главное преимущество данной системы – обновляемость в режиме реального времени. «Если будет создана официальная общая база данных, в проект сможет войти большее число агентств, следовательно, повысится результативность поиска предложений для клиента, – говорит Ирина Жарова-Райт. – В Америке и Европе уже пользуются такими продуктами. В этом году в США были запущены два сайта – Zillow и Redfin, позволяющие видеть объекты в трехмерном изображении, получать информацию об историях по сделкам с этими объектами, автоматизировать и классифицировать документооборот. В онлайновых технологиях обработка запросов может происходить в течение 24 часов, интернет-брокеры могут хранить данные по заказу и предоставлять обновляемую информацию в течение нескольких лет. Оповещение клиентов происходит посредством e-mail и sms. Работа с таким видом брокериджа не требует дополнительных расходов и позволяет клиенту на начальной стадии избежать общения с посредником». Но правда и то, что высокая автоматизация процессов приводит к снижению комиссий риэлторов.

Некоторые участники рынка считают, что не все интернет-технологии применимы при продажах элитного жилья. Ведь покупатели жилья стоимостью в миллионы долларов не оставят на сайте своих ФИО, телефонов и адресов, по которым легко вычислить, «где деньги лежат». Здравое чувство самосохранения предостерегает их от того, чтобы распространять такие сведения. Да и риэлторы не заинтересованы «разбазаривать» информацию о многих элитных объектах, предпочитая держать ее закрытой. «Если предположить, что об эксклюзивном проекте можно прочитать и узнать все через интернет-портал, то маркетинговый ход в виде дорогой брошюры и личного письма возможному покупателю здесь не сработает», – рассуждает Ирина Жарова-Райт. Процесс продажи элитной недвижимости сложен и длителен и происходит по принципу, озвученному еще Райкиным – «через кладовщика, через завскладом, через директора магазина». По всей видимости, продажи объектов класса de luxe и в ближайшей перспективе будут проходить по таким же схемам.


http://www.irn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU