18 июля Совет Федерации ратифицировал присоединение России к Всемирной торговой организации. На этом все дискуссии на тему «стоит или не стоить входить в это клуб?» можно закрывать – вопрос решен. Остается другой вопрос: каких изменений в экономике нам теперь ждать, чем обернется для страны членство в упомянутой организации и снятие ряда экономических барьеров.

Эксперты Всемирного банка настаивают, что от вступления в ВТО наша страна получит дополнительно 3,3% ВВП в среднесрочной перспективе и 11% — в долгосрочной. Россияне, полагают те же спецы, станут богаче на 7,2 %, а зарплаты квалифицированных специалистов и рабочих увеличатся через какое-то время на 13-17%.
Однако для начала государству придется поступиться частью доходов. Из-за снижения пошлин (а это одно из следствий присоединения к всемирному «торговому клубу») страна в следующем году недосчитается 200 (по оценкам экспертов Минэкономразвития), а то и 300 (по оценкам Минфина) миллиардов рублей. Для сравнения – 500 млрд. рублей – столько запланировано потратить в следующем году на здравоохранение.
По стечению обстоятельств как раз 18 июля министерство финансов опубликовало предварительную версию основных направлений бюджетной политики на ближайшие три года. И этот документ верстался как раз без учета «ВТОшного» выпадения части доходов госказны. А значит, снижение доходной части придется компенсировать либо дополнительным повышением налогов, либо урезать запланированные цифры расходов.
Добавим, что времена бюджетного профицита (когда можно было просто поменьше отложить денег в «кубышку»), судя по всему, закончились. В ближайшие годы государство с одной стороны сокращает социальные статьи расходов, и при этом все равно планирует активно занимать деньги для покрытия дефицита.
Если сегодня госдолг (как внешний, так и внутренний) в сумме составляет около 6 триллионов рублей, то до конца 2015 года его предполагается удвоить: он вырастет почти до 12 триллионов. Соответственно, все больше средств из казны будет уходить на его обслуживание. А значит, все меньше оставаться на другие статьи расходов. А значит, чтобы поддержать траты на текущем уровне, придется занимать все больше. О сегодняшних проблемах европейских государств, долги которых превышают годовой ВВП страны, все достаточно наслышаны – нет смысла еще раз повторять.
Тут бы, конечно, весьма пригодились те 11% ВВП, которые Всемирный банк посулил нам от вступления в ВТО. Но долгосрочная перспектива – вещь туманная. А ну как европейский кризис грянет раньше, чем обещания указанных экономистов сбудутся. Ведь все прогнозы и обещания экспертов не предполагали того, что случилось в 2008 году. А мировые светила экономки лишь разведут руками и скажут: «выкручивайтесь, как умеете».
И тогда останется последнее: сократить расходы на оборонку. Ведь согласно документу Минфина, эта статья расходов в ближайшие годы будет расти весьма быстрыми темпами. За три года траты на оборонку вырастут с 1,9 триллиона рублей до 2,9 триллиона рублей.
Никто не спорит, до сих пор российская армия находилась в таком состоянии, что повышение трат на нее – это по сути возвращение старых долгов. Она остро нуждается и в модернизации и в повышении довольствия военнослужащих. Однако, может быть, страна сегодня не в том состоянии, чтобы содержать столь грозную армию? Вспомним времена Советского Союза: вся страна работала на «оборонку», поддерживая баланс с грозным блоком НАТО, но граждане фактически нищенствовали (колбаса – по талонам, за хлебом – очереди). Нужно ли нам продолжать держать такую оборону? Тем более, не очень понятно, от кого нам сегодня исходит столь уж серьезная угроза: неужели от соседних Грузии с Эстонией? Или речь о весе России на мировой арене – так и здесь нам, по-моему, терять уже нечего. Если судить хотя бы по тому, что мы чуть не 20 лет потратили на вступление в это самое ВТО…

©2024 KBAPTUPA.RU