На минувшей неделе прошла премия в сфере загородной недвижимости «Амбиция года» и весьма наглядно продемонстрировала сегодняшнее состояние рынка. Хотя немало штрихов к общей картине остались невидимы широкой публике.

Действо прошло второй раз и в ином формате по сравнению с тем, что было год назад. Изначально наша идея была в том, чтобы создать некую шутливую премию, примерно в том формате, в каком существует «игнобелевская» премия: за достижения, которые заставляют сначала посмеяться, а потом задуматься. От задумки до воплощения прошло всего две недели, и в декабре 2011 года церемония прошла в довольно «домашнем» формате. Но на том вручении отчетливо проявилось: многие застройщики отнеслись к вручаемым дипломам весьма серьезно, рассматривая их как признание заслуг компании (а позже гордо помещая диплом среди других наград компании). Часть номинантов, напротив, были настроены крайне негативно, решив, что премия якобы унижает их достоинство. К примеру, одним застройщикам не понравилось, что им вручили премию за то, что их проект дольше всех находится в состоянии продажи. Хотя за что тут обижаться на организаторов неясно: проект действительно продается уже восемь лет…
Девелоперы оказались настроены слишком серьезно, чтобы отнестись к вручению с чувством самоиронии. Помните, как в известном фильме сказал барон Мюнхгаузен словами Григория Горина: «Я понял, в чем ваша проблема. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо — это еще не признак ума… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Впрочем, почему девелоперы лишены самоиронии, это, в общем-то, можно понять. С продажами после кризиса стало весьма несладко. На рынок выходят новые компании, они всеми силами стараются доказать покупателю, что с ними можно иметь дело. Старожилы рынка постепенно утрачивают былую силу (сокращается их доля рынка, все менее заметны они становятся в рекламном и медиа-пространстве), и это обстоятельство их весьма нервирует. Набив в свое время шишек, они теперь немало знают о том, как следует делать коттеджные поселки, но их голос слышен все хуже в общем хоре загородных девелоперов (а сегодня этим бизнесом занимаются около 250 застройщиков).
В этом году формат премии несколько изменился. Мы приняли девизом премии весьма нейтральную фразу «проекты, которые нас удивили», всеми силами стараясь уйти от оценок «хороший-плохой». Что согласитесь, само по себе весьма непривычно: ведь все остальные премии стараются выбрать «лучших». Но поколебать привычный образ мышления застройщиков, по всей видимости, не получилось. Одни решили: раз мы получили премию, стало быть, мы лучшие. Другие, напротив, сочли себя оскорбленными тем, что их записали в номинанты рядом с «этими одиозными компаниями». Два эксперта даже вышли из состава жюри, не понимая, за какие компании им следует отдавать голос: за лучшие или за худшие. Другую шкалу измерения загородных проектов большинству девелоперов просто не представить.
Вместе с тем «Амбиция года», я уверен, куда полнее других премий отражает рыночные реалии, представляя весьма наглядную картинку текущей ситуации.
Вот наиболее масштабные проекты, выведенные в этом году. (Полный список номинантов и победителей вы найдете по адресу http://www.bsn.ru/ambitions/results/ ) Смотрите, один из четырех таких комплексов ведется компанией, имеющей хоть какой-то опыт работы на рынке, три других заявлены новичками. Причем в одном случае продажи идут даже не от фирмы, а от частного лица.
Вот проекты, предлагающие самые дешевые лоты. Три из пяти номинантов встречались нам в предыдущей номинации, как самые масштабные: 20 000-25 000 рублей за сотку земли (без учета стоимости коммуникаций) сегодня стало довольно распространенным предложением на рынке.
Вместе с этим есть и компании, которые продолжают выводить дорогие проекты: земли по миллиону за сотку и дома по 115 млн. рублей. Таких застройщиков, как видим, не один и не два. Вот застройщики, которые пытаются привлечь внимание состоятельных клиентов к своему проекту, предлагая необычное инфраструктурное наполнение. А вот необычные заказы, которые периодически выпадает исполнять строительным компаниям по просьбе клиентов.
Вот проекты, пытающиеся предложить клиентам компактные секции и домики. Их девелоперы уверенны, что именно такого продукта сегодня ждет какая-то часть покупательской аудитории.
Вот фирмы, которые сегодня ведут наибольшее количество проектов малоэтажной застройки. Приглядитесь, это все компании, относительно недавно вышедшие на рынок, у них теми или иными путями образовалось много земельных пятен и они все это распродают по весьма сходным ценам.
Пересмотрите еще раз результаты «Амбиции года» и, как говориться, добро пожаловать в реальный рынок.

©2024 KBAPTUPA.RU