Этой осенью на загородном рынке ощутимо возросло количество «заморозок»: выведенные в продажу проекты по тем или иным причинам приостанавливаются. «Мы находимся лишь в преддверии бури», — комментирует ситуацию советник руководителя ГК «Стинком» Светлана Невелева.

Приостановка продаж в некоторых малоэтажных комплексах, с одной стороны, работает на пользу рынку, очищая его от низкоэффективных и непроработанных проектов, с другой, нервирует потенциальных покупателей, удерживая их от желания вложить деньги в сегмент с высокими рисками. «Клиенты сегодня сильно встревожены. Опасаются, будет ли завершен проект, в который они планируют вложиться, требуют гарантий. Все больше появляется примеров, когда девелоперы объявляют банкротство. Ситуация в целом болезненная, однако необходимая для рынка. От наличия таких застройщиков пользы все равно не будет, чем быстрее они уйдут, тем лучше», — рассуждает г-жа Невелева. По мнению эксперта, половине от общего числа ныне реализуемых проектов стоило бы закрыться «для пользы дела».
Как показывает практика, чаще всего приостанавливают реализацию проекты, где застройщик не имеет собственных средств для того, чтобы начать развивать территорию: подводить дороги, инженерные сети, обустраивать въездную группу. Отсутствие средств (или нежелание их вкладывать) сегодня весьма частая ситуация на загородном рынке. Нередко застройщик рассчитывает начать эти работы, продав первые участки, однако продать ничего не может как раз из-за отсутствия сетей и дорог. Множество подобных проектов сегодня «висит» в листингах без видимых перспектив: не закрывая продажи, но и ничего не продавая.
Специалисты утверждают, что больше других тревожатся покупатели недорогих домов для постоянного проживания. Денег у них немного, они разрываются между желанием сэкономить и боязнью потерять сделанные с большим трудом накопления. Покупатели дач, это, как правило, люди более свободные в средствах, они несколько спокойнее в общении с девелопером. Однако, как правило, эта аудитория более экономически грамотна, поэтому в каком-то смысле работать с ними сложнее.
Для клиентов, в частности, важно, что девелоперский бизнес для компании – профильный, а не вспомогательный. Хотя многопрофильные компании, как правило, финансово более устойчивы, однако в случае нерентабельности проекта, они с большей легкостью идут на его закрытие. Тогда как фирмы, для которых девелопмент — основной бизнес, будут прикладывать все силы, чтобы все же довести начатое до логического завершения. 

©2024 KBAPTUPA.RU