Через несколько дней Змий (так на Руси издревле именовали дракона) отдаст бразды правления Змее, начнется Новый год. И пусть китайцы упрямо твердят, что год Змеи стартует лишь 10 февраля, нам из Европы это лучше видно.

У китайцев Дракон представляет доброе начало, что конечно, весьма непривычно на наш европейский взгляд. Да и на Руси вот уж кого никогда не считали добряком, так это Змия (хотя и называли его по-свойски, как доброго знакомого: Горыныч).
И все же минувший год был, скорее, добрым. Кризис в Европе должен был случиться по всем признакам, но вот – пронесло. США балансирует на грани фискального обрыва – но тоже пока удерживается. В России тоже обошлось без катаклизмов – хотя были все возможности. Не иначе, добрый дракон постарался. Будет ли его преемница-змея столь благосклонно покрывать экономические промахи правительств – вопрос.
Не знаю, как у вас, а у меня с каждым годом памятный финансовый кризис 2008-2009 годов вызывает все больше радости. Очень полезный был этот кризис, и очень хорошо, что он мимо нас не прошел. Производители товаров и услуг впервые всерьез задумались о качестве и ценах своих товаров, начали присматриваться к потребностям покупателей. С каждым годом бизнес демонстрирует все больше признаков адекватности: наконец, компании начали бороться за клиентов, готовы идти на уступки, внедряют программы лояльности.
Однако все чаще встречаю утверждения, что кризис будто бы преодолен, что мы вернулись к докризисному уровню. В том числе в различных сегментах недвижимости. Уверяю вас, не вернулись — и дай Бог, никогда не вернемся. Вот несколько цифр. Согласно данным bn.ru, актуальная стоимость квадратного метра готового («вторичного») жилья на 11,6% ниже уровня сентября 2008 года (высшей ценовой точки). Новостройки же от этой планки отстают еще меньше – всего на 7,2%. Казалось бы, уже недалеко.
Но давайте «протрем глаза». Официальный уровень инфляции за 2009 год составил 8,8%, за 2010- 8,77%, за 2011 – 6,6%, за 2012 (без декабря) – 6,0%. Итого, рубль за минувшие 4 года «усох» в результате инфляции на 33%. А значит, те «докризисные» метры выходят всего-навсего на 48% дороже, чем сейчас. И нагонять тот уровень рынок не собирается, скорее напротив.
Многие эксперты согласны, что слишком быстрый рост цен в начале 2012 год несколько перегрел рынок, и в 2013 году логично ждать некоторого охлаждения: рост цен или замедлится или вовсе прекратится. Собственно это уже происходит. Итого, за следующий год от докризисной планки мы должны еще отдалиться.
Впрочем, у разных экспертов – разные оценки. Строительные компании вовсю поддерживают истории о быстром подорожании жилья. Было бы странно, если бы они действовали иначе. Позиция многих риэлторов, увы, схожа. Недавно руководитель одного из агентств недвижимости на условиях анонимности поделился, что в кругу его коллег принята установка – публично поддерживать «оптимистичный» настрой участников рынка рассказами об активном спросе. Жаловаться на отсутствие клиентов можно лишь «в кругу своих» — дабы не отвратить от покупки потенциальных клиентов. Риэлторы, как всегда, ходят с присказкой, что «сейчас самое время покупать». Не помню ни одного момента за те 10 лет, которые я вращаюсь на этом рынке, чтобы они говорили иное.
Морган Бреннан, сотрудница журнала «Форбс» рассказывая о замке в Ирландии, который в 2006 году купили за 26 млн. евро, а теперь не могут продать за 8 млн., настойчиво повторяет: «сейчас удачное время для покупок». И почему-то не хочет увидеть очевидного: покупатели считают, что нынче совсем не подходящее время для подобных покупок даже с учетом столь весомых дисконтов. Под Петербургом в одном из проектов Parabola Group пыталась продать особняк со скидкой 10 млн. рублей – но покупатель так и не нашелся. По словам аналитиков Contact Real Estate, в Москве в элитных домах машиноместа, которые до сих пор продавали, теперь начинают предлагать в подарок покупателям квартир. А по стоимости одно такое машиноместо в центре столицы превышает цену «трешки» на окраинах – 7,5 млн. рублей (в пересчете, стоимость квадратного метра гаража доходит до 430 000 рублей). Неудивительно, что подобный товар, по признанию специалистов, пользуется весьма ограниченным спросом – вот и остается только дарить. Список различных акций и скидок, которые застройщики предлагают перед этим Новым годом в России, потянет на небольшой том.
Вот один из последних примеров изобретательности московских девелоперов: они оборудовали в одном из гаражных кооперативов второй этаж здания (прямо над гаражами) под квартиры и продают их по цене вдвое ниже, чем обошлось бы «полноценное» жилье в этом районе столицы. Помещение оформлено как офис, то есть прописаться в нем нельзя, но жить никто не запрещает.
В желании предложить приемлемый по цене вариант не уступают и питерские застройщики. По неподтвержденным данным, в Юкках готовятся вывести в продажу дом с «единичкой» за 800 000 рублей. Ну, чем не новогодняя сказка?
Некоторые эксперты, с которыми довелось пообщаться в последние дни перед Новым годом, почему-то считают рост цен на жилье за благо для рынка. А мне хочется пожелать обратного: пусть метры еще подешевеют и доступность жилья для соотечественников, наконец, превратиться из несбыточной мечты в реальность. Змий свое слово сказал. Очередь за змеей…

©2024 KBAPTUPA.RU