Согласно прогнозам футурологов через полвека две трети населения Земли будут называть себя горожанами. Какими видят эти города будущего современные архитекторы?

Представьте себе, что вы на своем автомобиле едете по крыше офиса, ныряете в паркинг-лифт — машина уезжает вниз, а вы успеваете на работу как раз вовремя. По окончании рабочего дня вы снова по крыше летите над суетой и пробками в соседний магазин… Это не утопия, как вы подумали: в прошедший вторник в Мосгордуме рассматривалось предложение немецких архитекторов и проектировщиков по строительству в Москве зданий с дорогами на крышах. Авторы уверены, что такое решение просто необходимо для мегаполиса, инфицированного пробками. Причем эти бессветофорные трассы будут безопасны, и шума от них не больше, чем от обычных лифтов. Тестовый участок, по некоторой информации, начнут возводить уже через год на юге столицы. Приглашенные на презентацию российские архитекторы и градостроители осторожничали: сначала надо бы все просчитать, подготовить очень подробную документацию, то да се… Представитель же столичного мэра рубанул без обиняков: это прорыв, это город будущего, и нужна только политическая воля, чтобы такие решения стали реальностью. Как известно, воли столичной мэрии не занимать. А потом, ей надо что-то делать с транспортным коллапсом, и она пока не знает что. И чем черт не шутит, может, уже через несколько лет взлетят ввысь дома-небоскребы, соединенные друг с другом сотнями многоярусных дорог… Сегодня даже отъявленные ретрограды уверены: города будущего будут отличаться от нынешних как небо и земля. Невооруженным взглядом видно, что мегаполисы и полисы, сформированные по градостроительным принципам прошлого века, перестают отвечать на вызовы реальной жизни, не в силах переваривать потоки машин и все большую концентрацию населения. Ни новые развязки, ни спальные районы, уходящие за горизонт, ни уплотнение застройки не решают проблемы — людям не становится в городе комфортнее. Это всего лишь «неотложка», а больной-то требует кардинального, системного лечения. Думает ли сегодня кто-то о концепциях городов будущего и в каком направлении движется эта мысль?

Проекты, присланные на международный конкурс «Вызов времени» имени Якова Чернихова, выглядят довольно непривычно.

Пациент скорее мертв

На самом деле думают: социологи, ученые, управленцы и самая продвинутая часть мирового архитектурно-градостроительного сообщества, поскольку все они уверены в системном кризисе городов. Уверенность основана на статистике: сто лет назад горожане составляли всего процентов десять мирового населения, а к середине этого века, по прогнозам социологов, в городах будет обитать порядка 75 процентов землян. Если учесть, что население планеты к тому времени может достигнуть 12 миллиардов человек, количество горожан впечатляет. При этом люди будут стремиться в крупные города, и очень скоро они сконцентрируются в мегаполисах — миллионов по 20 человек в одном месте. Что тогда?

Греческий архитектор-градостроитель Константин Доксиадис считает, что без принципиального переустройства городов наступит урбанистическая катастрофа. Уже сегодня, когда население мегаполисов куда как меньше, человек в городе потерпел поражение. «У нас есть машины, способные развивать огромные скорости, но что толку, если мы едем на них со скоростью телеги? — поражается он. — Это говорит только об одном: техника достигла прогресса, а система городского устройства — нет. Удивительная закономерность выявилась в современных городах: чем выше скорость транспорта, тем больше надо времени, чтобы добраться до центра города». Трудно не согласиться: скорости и масштабы городов выросли, но увеличилось и время достижения человеком своей цели — точки назначения. По расчетам специалистов, на семью, детей, самообразование и развлечения человек имеет (за вычетом сна, работы и еды) максимум 6 часов в сутки, но почти половина этого времени в мегаполисе тратится на транспорт. Это потому, что со времен появления первого города принцип построения транспортных путей не менялся. Доксиадис видит выход в создании принципиально новых систем города. Например, транспортная, говорит архитектор, должна быть похожа на систему кровообращения: у поверхности кожи скорость потока крови маленькая — это мелкие сосуды и капилляры, по мере углубления сосуды расширяются, ток крови увеличивается, и в центральной аорте он в 700 раз выше, чем в поверхностном сосуде. Нужно строить именно такую систему, чтобы увеличивать реальные скорости до тех, которые может осилить техника. Под землей или над ней — пока никто толком не знает, но инженерам надо понимать, в какую «сторону» думать.

И это только одна проблема, а их масса. К примеру, ограниченные ресурсы. Город не может существовать без чистого воздуха, земли, достаточного количества воды и энергии. Разрастаясь, полисы занимают все больше места, и если население вырастает на 30 процентов, то расход земли — на все сто. Слишком много места занимает инфраструктура, которая требуется сегодня для жизнеобеспечения городов. Западные эксперты подсчитали, что в ближайшие несколько лет городское население увеличится в четыре раза, экономический потенциал городов — более чем в десять, количество машин и застроенных территорий — в двадцать раз. Если перемножить соответствующие цифры, можно попробовать осознать масштаб проблемы. Но, что поразительно, это только осязаемая, физическая часть дискомфорта современных городов.

В чем сила, брат?

На фоне увеличения числа горожан специалисты наблюдают и феномен «убывающих городов»: населенные пункты, большие и малые, «заточенные» когда-то под индустриальную эпоху, державшиеся на отдельных промышленных гигантах, сегодня пустеют. Например, плотность населения в Детройте в последние годы сокращалась на треть каждые десять лет. И такие тенденции есть во всех странах: даже высокая зарплата не может удержать в городе ту часть населения, которая обычно является его основой, — образованный и активный средний класс, высококвалифицированных работников. Известный в Европе специалист по изучению городских проблем англичанин Чарлз Лэндри объясняет это так: людям нечем заняться. Если у них нет чего-то объединяющего, даже если это банальная идея всегородской локальной сети, по которой решаются все местные проблемы и назначаются свидания, город пустеет. И не важно, что формально в небольшом городке есть все — клуб, библиотека, паб и так далее, это не удовлетворяет потребности населения. Есть хороший философский пример — история времен войны. На одном острове в океане американцы устроили военную базу. Местные жители видели, что люди в форме сидят в палатке, стучат железкой по дощечке свою азбуку Морзе и к ним прилетают самолеты, привозящие невиданные блага цивилизации — вкусную еду, виски, табак и одежду. Когда американцы ушли, жизнь на острове потеряла смысл. И тогда аборигены решили все возродить: поставили палатки, взяли дощечки и железки и стали стучать точно так же, как стучали американцы. Но самолеты не прилетали, вызывая растерянность у населения: почему не работает, ведь все сделано точно так же? Откуда им было знать про коммуникации, связь. А потом аборигены сели в пироги и поплыли искать американцев, остров опустел.

В больших городах другая проблема: разрастаясь, они тоже разрывают между людьми связи, на которых, собственно, и основана цивилизация. Ни транспорт, ни телефон в условиях все увеличивающихся расстояний не могут заменить живого общения. Мы знаем, сколько раз в году видимся с друзьями и близкими, если они живут на другом конце города. У молодых людей возникает проблема создания семьи: время, требуемое на выполнение главной задачи — работы, учебы, почти не оставляет возможности полноценно общаться. Да и интересы внутри мегаполиса у людей слишком разные. Не подумайте, что мы отвлеклись от темы городов будущего: именно эти проблемы сегодня специалисты считают самыми главными задачками, которые надо решить, придумывая концепции городов «назавтра». Архитектура, с которой обычно связывается градостроительство, тут вообще второстепенна. «Если в 20-60-е годы прошлого столетия, — говорит известный архитектор, председатель жюри международного конкурса «Вызов времени» Элиа Зенгелис, — архитекторы искали выход в новых концепциях формообразования, то современный мир настолько насыщен самой разной архитектурой, формами и возможностью реализовать с помощью современных материалов любую фантазию, что в обществе возникает потребность в ответах на другой вопрос: как существовать людям, обществу в этой архитектуре? И какова она должна быть, чтобы масса самых разных людей могла справиться с теми проблемами, которые вызывает современная жизнь».

Парад концепций

И архитекторы, и социологи, конечно, ищут ответ на вопрос: почему города перестали быть комфортными и, главное, что с этим делать? Тот же Константин Доксиадис уверен, что одна из причин в том, что каждый специалист, занимающийся проблемой городов, видит объект со своей узкопрофессиональной точки зрения: архитекторы заняты формой, транспортники — дорогами, бизнес — наиболее выгодными проектами с точки зрения продаж. Более того, именно последнему сегодня подчинены законы развития городов. «Даже если новые идеи или концепции развития городов есть, их непросто двигать в мир, где в полном смысле слова правит коммерция», — считает знаменитый архитектор Заха Хадид. И все-таки есть места, где их можно увидеть. Это, как правило, крупные архитектурные биеннале и конкурсы.

Современные молодые архитекторы пытаются уйти от гигантских сооружений — человек должен жить в уютных дворах среди деревьев.

Например, недавно закончившаяся главная архитектурная выставка мира — X Венецианская биеннале проходила под лозунгом «Города: архитектура и общество». Там не было футуристических картинок и конкретики, только инсталляции, графики и диаграммы с динамикой роста численности населения и уплотнения застройки, жизни. Города, констатировала выставка, все дальше от природы, жизнь миллионов держится на коммуникациях, как жизнь больного — на кислородном аппарате: малейшая «Катрина» — и все рвется, жизни нет, даже если выстаивают здания. Одним словом — кризис.

В России до недавних пор ничего такого не было, только в этом году впервые прошел международный конкурс «Вызов времени» имени Якова Чернихова — архитектора-концептуалиста, который всю жизнь занимался тем, что генерировал на бумаге идеи развития архитектуры на сто лет вперед. Сегодня с его работ в полном смысле слова считываются силуэты современных городов. И смысл конкурса был не в том, чтобы показать суперпроекты для реализации, а найти принципиальные решения. Заметим, что подобного специального концептуального архитектурного смотра в мире не было, поэтому его взялись курировать чуть ли не все мировые архитектурные звезды. «Такие конкурсы нужны для молодых архитекторов, которые смогут создать идеи, предназначенные не для спешного и мгновенного воплощения в реальность, а для внесения вклада в культуру архитектуры через разработку сценариев ее развития, критично важных для архитекторов будущего», — объясняет свой интерес партнер Захи Хадид британец Патрик Шумахер.

Сценарии, прибывшие из десятков стран, мало похожи на привычные градостроительные планы. Идеи, которые бурлят в головах молодых архитекторов, неожиданны, а их лозунги и вовсе вводят в ступор. Так, мистер Лим из Лондона считает, что архитектура современных городов «должна обладать пространственным повествованием, сфокусированным на культуре, этнологии и социальной изобретательности». Архитектура здесь — рукотворный культурный коллаж. Навеяно, видимо, тенденцией обезличивания городов — ведь все они стараниями одних и тех же архитекторов становятся одинаковыми. Вольфганг Чапеллер из Вены использует текстуры города — существующие здания или их конструкции (каркасы отживших свое домов, дороги, мосты) — в качестве трехмерных мест для строительства новых зданий. Тогда, говорит автор, части новых зданий проникают в существующие конструкции или удаляются из них, но остается история города.

У итальянцев из бюро «Догма» в основе города лежит принцип формирования ландшафта зданиями — здесь среду создает сама архитектура. Такой город может строиться где угодно, в нем нет таких понятий, как фасад или непарадная тыльная сторона зданий, нет основных или второстепенных подходов. Это города-лабиринты, где все элементы — дорожки, маленькие и большие площади, входы, конструкции — свободно распределяются по поверхности города, создавая тем самым ощущение, что все может происходить одновременно и повсюду. «Мы предлагаем создавать город пространств, а не улиц, город рамок, а не достопримечательностей», — декларируют авторы. В этом случае город представляет собой последовательность пространств, ограниченных стенами города. Стены — это крестообразные здания, представляющие собой основную пригодную для заселения архитектурную инфраструктуру. Подобно улицам, стены не являются конечной формой города, а играют роль определяющего начала — его исходными данными для формирования среды. Так, считают авторы, мы можем привести в порядок наши хаотичные города. Причем там, внутри квадрата, как в деревне, знакома будет каждая кошка.

Кстати, в конкурсе победили эти итальянцы, но с концепцией «Города новых якобинцев» — людей, объединенных идеями свободы-равенства-братства и живущих на кладбище. Мне это напомнило идеи общежития 30х годов, но, видимо, не всем дано понять продвинутые концепции.

Андрей Чернихов, президент фонда Якова Чернихова, объясняет: «Концепция — это не руководство к действию, это идея, реальность же будет лежать где-то посередине». Георгий Станишев, вице-президент фонда, добавляет: «Догма» — одна из немногих, кто дал возможность оглянуться и выстроить фундамент, на котором может состояться архитектура завтрашнего дня. Архитекторы Аурели и Таттара стремятся расширить свободу человека. Ту коммерческую и потребительскую свободу, которая существует сегодня, они рассматривают как определенную степень зависимости и рабства. И хотят сделать пространство скорее коллективным, чем частным».

Так что же, не будет небоскребов и летающих дорог? Похоже, мир склоняется к тому, что надо засунуть все инженерные и транспортные коммуникации под землю, чтобы с бешеной скоростью преодолевать расстояния, избавиться от гигантомании сооружений на поверхности и жить среди деревьев в уютных дворах, общаться с соседями и лелеять исторические и национальные традиции. Свежо.

В начале конца

Видимо, такой подход к архитектуре и устройству городов и в самом деле революционен для западных специалистов, угнетенных коммерческой реальностью. Но зачем нам эти фантастические концепты, если мы почти повсеместно так и живем, разве что не имеем подземных коммуникаций и креативных объединяющих идей для малых городов? А затем, говорят наши специалисты, что скоро вся эта благодать закончится: мы долго по инерции строили города по правилам, оставшимся нам с советских времен. Тогда в стране была сильная градостроительная школа, поскольку существовала четкая идеология урбанизации страны. Пусть с политическими перекосами, но очень профессиональная. Только в последние годы на первый план вышли интересы бизнеса. Об этой тенденции, особенно очевидной в столице, Дэйан Суджик, куратор прошлой Венецианской биеннале, говорит: «Москва — город, в котором везде развернуто строительство, и из-за этого он, кажется, теряет свою историю и свои традиции. Но архитектура — не просто поглощение изображений, она требует серьезных размышлений». Но размышлять уже почти некому: исчезли практически все градостроительные НИИ, государственная система управления разрушена, а по новому Градостроительному кодексу городам уже совсем не обязательно иметь даже своих главных архитекторов. По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, кодекс переворачивает все с ног на голову, подчиняя такие вопросы, как комфортность проживания людей, сохранение исторической среды, планировку и инфраструктуру, земельно-имущественным вопросам. Заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН Марк Вильнер прогнозирует быстрый рост градостроительных ошибок и потерю реального контроля государства в вопросах регулирования пользования территорий. Достаточно пожить в таком режиме лет пять — десять, и коммерческие здания, богатые дома — все, из чего можно делать деньги, — подвинут рядовое население на окраины. А рост цен на аренду и недвижимость только ускорит социальную дифференциацию общества. И мы получим то, с чем сегодня уже столкнулось западное общество, — города, в которых трудно жить и быть счастливыми. Европа сегодня понимает, что действия городских властей заключаются не только в привлечении инвестиций под новые объекты или расширение транспортных сетей, а в том, чтобы заново связать городские объекты с социальной, культурной и экономической структурой жизни. Может быть, именно поэтому в «Вызове времени» участвовали в основном иностранцы, уже обалдевшие от реальности? И не важно на самом деле, как именно будут выглядеть города будущего, важно, по какому принципу они будут работать на людей.


http://www.irn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU