Доходность облигаций ипотечных госкомпаний США несмотря на все передряги американского рынка ипотеки за последнее время кажется все более привлекательной для многих консервативных инвесторов. Примечательно, что российский Минфин включил эти бумаги в список финансовых инструментов, которые можно приобретать на деньги бывшего Стабфонда. Однако, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, такая политика не совсем эффективна даже с точки зрения сбережения средств, так как на рынке появились схожие бумаги с большей доходностью – российские ипотечные облигации. Вложения в эти бумаги позволит не только расширить возможности строительства, но и решить проблему с увеличением объема предложения средств на банковском рынке. Чтобы разобраться в этих вопросах сделаем небольшой экскурс в финансовую сферу.

Месяц назад Минфин разделил Стабфонд на две части – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, составлявшие на тот момент 3,069 трлн руб. ($125,386 млрд) и 783 млрд руб. ($32 млрд), соответственно. Непосредственным размещением фондовых средств занимается в России ЦБ РФ. По итогам управления золотовалютными резервами (ЗВР) за 2006 год Банк России показал доходность, результаты которой удивили многих управляющих – всего лишь 3,13 процента. Учитывая тот факт, что за 2006 год доллар потерял 8,54 процента, получается, что ЗВР РФ сократились на 5,41 процента.

Между тем первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев еще в августе прошлого года пояснил, что структура активов и порядок работы со средствами Резервного фона будет мало отличаться от того, как ЦБ управляет ЗВР. Представители Банка России и Минфина считают главным показателем эффективности управления госфондами не доходность, а сохранность средств.

Под сохранностью средств обычно понимается возможность быстро и в любой момент получить их обратно с наименее возможными потерями. Бумаги, которые пользуются большой популярностью (ликвидные), то есть те, которые легко продать, обычно показывают не высокий доход. В случае же наступления кризиса эта доходность может вообще становится отрицательной. В эту переделку и попал ЦБ РФ.

Это не понравилось многим, в том числе и в руководстве страны. В итоге, как заявил г-н Улюкаев «есть предложение включить возможность работы с инструментами фондового рынка – акциями и производными ценными бумаги». При этом он признался, что «надо дополнительно рассматривать вопрос о том, кто будет управлять этими средствами Фонда национального благосостояния, потому что мы не вполне готовы работать с этими классами активов».

Однако пока такой управляющий не утвержден, Минфин, видимо, решил сохранить status quo, оставив управление обоими фондами за ЦБ РФ. При этом наиболее ликвидными до сих пор остаются бумаги американских государственных компаний. И Минфин разрешил вкладывать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в долговые обязательства 15 иностранных государственных агентств. Среди этих агентств оказались американские ипотечные госкомпании Fannie Mae и Freddie Mac.

Fannie Mae (Federal National Mortgage Association, FNMA, Федеральная национальная ипотечная ассоциация США) и Freddie Mac (Federal Home Loan Mortgage Corporation, FHLMC, Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства США) оказались в центре кризиса на рынке ипотечных ценных бумаг. После сообщений о необходимости привлечения дополнительного капитала на фоне масштабных списаний сомнительных долгов только за 20 ноября акции Freddie Mac потеряли 29 процентов, а Fannie Mae — 25 процентов.

При этом список, в котором фигурируют Freddie Mac и Fannie Mae, возник не случайно. Минфин по закону о бюджете может инвестировать средства фондов в бумаги с рейтингом не ниже «ААА» от «Fitch» или «Standard & Poor’s» либо не ниже «Ааа» от «Moody’s» и еще под госгарантии. Однако в условиях кризиса на финансовых рынках высокие рейтинги не спасают от банкротств. Обязательства британского ипотечного банка Northern Rock, буквально еще год назад имевшие наивысший кредитный рейтинг, за несколько месяцев «сгорели», полностью потеряв ликвидность.

Сторонники вложения в американские облигации могут возразить, что Fannie Mae и Freddie Mac подпадают под меры поддержки, входящие в знаменитый антикризисный «пакет Буша», то есть Белый дом намерен поддерживать эти компании финансами до конца кризиса. При этом Федеральная резервная система США (ФРС) резко снизила ставки доходности казначейских бумаг. На фоне поддержки и урезания доходности конкурентных бумаг доходность облигаций Fannie Mae и Freddie Mac оказалась сравнительно высокой. В итоге, бумаги Fannie Mae и Freddie Mac могут показаться вполне безопасными.

Однако финансовая поддержка Белым домом Fannie Mae и Freddie Mac означает на практике расширение рефинансирования рынка ипотечных бумаг со стороны этих организаций, то есть выкупа госкомпаниями неблагонадежных долгов у банков. Если этот сценарий реализуется, то надежность обязательств Fannie Mae и Freddie Mac может стать менее очевидной.

Повышает вероятность такого сценария известная история с кризисом Ссудо-сберегательной системы США (ССС), которая также погорела на кризисе не выплат по ипотеке. В 1987 году большая часть мер закончилась рефинансированием, что лишь на время оттянуло банкротство.

Спустя два года после начала кризиса – в 1989 году – президент Джордж Буш-старший был вынужден признать, что отрасль находится в коллапсе. При этом активы ССС за два года уменьшились в 3 раза, и 80 процентов обязательств в течение 5 лет погашало государство.

По данным Национальной ассоциации экономики и предпринимательства США проблемы на рынке ипотечного кредитования в ближайшие 2 года будут представлять наибольшую угрозу для экономики США. Если учесть, что первые банкротства в связи с ним появились в начале 2007 года, то, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», вполне вероятен сценарий, по которому к концу 2008 года активы Fannie Mae и Freddie Mac могут сократиться в несколько раз. При этом следует учесть, что российский бюджет на 2008-2009 годы уже сверстан и подписан Госдумой. Внести изменения в правила управления, по крайней мере, фонда национального благосостояния, может только Минфин. Если этих изменений не произойдет, то последствия могут не заставить себя ждать.

При этом следует учесть, что президент России Владимир Путин уже поручил правительству РФ подготовить предложения по оптимизации управления финансовыми резервами страны. «Нам необходимо создать набор инструментов по долгосрочному рефинансированию банковской системы, – пояснил президент РФ. – Реагировать на то, что происходит в мировой экономике, мы обязаны».

И такой инструмент есть. На данный момент нехватка средств Ассоциации по ипотечному жилищному кредитованию России (АИЖК) – свершившийся факт. Изначально предполагалось пополнять АИЖК за счет зарубежных денег. Однако в конце прошлого года АИЖК с трудом разместила первый выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), а второй перенесла на начало 2008 года. В 2008 году большую часть транша выкупили крупные российские госбанки, которые также испытывают трудности с наличными финансами. Непривлекательность российских бумаг за рубежом понять не сложно. Западные банки сами нуждаются в дополнительном финансировании и хотят переждать кризис.

При этом ситуация на рынке ипотеки в России и на рынке ипотеки в США принципиально разные. В США доля ипотеки в общем объеме кредитования составляет порядка 80 процентов, тогда как в России она не превышает 4 процента. Уровень просрочки платежей в США на данный момент составляет примерно 15 процентов, а в России – не выше 3 процентов. В этой ситуации надежность российских ипотечных ценных бумаг представляется значительно выше бумаг Fannie Mae и Freddie Mac.

Если ЦБ РФ не готов вкладывать в акции и производные ценные бумаги, то он вполне мог бы вложить средства фонда национального благосостояния в ипотечные бумаги АИЖК. Тем более, что доходность по ним никак не ниже 7 процентов годовых в рублях, тогда как Fannie Mae и Freddie Mac никогда не показывали выше 5 процентов и в долларах, которые сейчас теряют свою стоимость. Это позволит не изымать средства из банковской системы, которая на данный момент испытывает их нехватку, но наоборот пополнить банки дополнительными средствами, ведь АИЖК выступает фактически как кредитор банков, предлагающих ипотеку. С другой стороны вложение средств госфондов в ипотечные бумаги одновременно расширит возможности строительства, что вообще является одним из национальных приоритетов.

Для этого достаточно внести поправки в правила управления госфондами в том ключе, что их средства можно вкладывать в бумаги российских компаний с рейтингом международных рейтинговых агентств не ниже странового, чему вполне соответствует АИЖК. Учитывая тот факт, что по прогнозам большинства международных экспертов нынешний кризис не заденет Россию в отличие от восточных и западных стран, данный уровень надежности представляется специалистам аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», вполне достаточным.


http://www.irn.ru/

©2024 KBAPTUPA.RU