Инвестиции в зарубежные проекты могут быть интересны не только с имиджевой, но и со стратегической точки зрения.

Сегодня купить виллу, квартиру, особняк за рубежом по силам не только пресловутому Абрамовичу, но и любому солидному предпринимателю. В последнее время аппетиты отечественных коммерсантов заметно выросли. Бизнесмены стали с купеческим размахом скупать землю за рубежом для строительства курортов, отелей, элитного жилья, офисов. Поневоле задаешься вопросом: зачем россияне с таким азартом засаживают миллионы долларов в чужую землю, будто на необозримых просторах нашей родины ее совсем не осталось? На этот счет возникает несколько предположений.

Вложения в гламур

Некоторые зарубежные проекты российских компаний наводят на мысль о том, что инвестиции в них носят необязательный, случайный характер.

Во-первых, это такие проекты, как строительство бутик-отелей и курортов фирмами, которые в России никогда подобным бизнесом не занимались. Зато их руководители очень любят путешествовать.

Компания Mirax Group планирует построить целый курортный город на берегу Адриатического моря в Черногории (проект разработан немецким архитектурным бюро NPS Tchoban Voss Architekten BDA), отели в Турции, респектабельный горнолыжный курорт в Швейцарии. Уже открыт отель Mirax Resort в Камбодже.

Столичная корпорация «Баркли», которая возводит элитное жилье в Москве, реконструиует гостиничный комплекс опять же в Черногории.

Компания «Интеко» приобрела гольф-клуб в австрийском городе Кицбюэль: на этой территории планируется построить пятизвездочный отель на 70–80 номеров.

Во-вторых, это точечные проекты жилищного и офисного строительства. Например, МИАН возводит офисный комплекс класса А в столице Болгарии. Петербургская компания «Невский синдикат» строит три малоэтажных жилых комплекса в Греции, «Строймонтаж» — жилые комплексы в пригороде Парижа общей площадью 50 тыс. квадратных метров. «Петербургская недвижимость» (Setl Group) осваивает рынок коттеджного строительства в Финляндии. И это — далеко не исчерпывающий перечень проектов.

За бугром комфортнее

По утверждению гендиректора компании «Пересвет-Регион» Михаила Лубенца, выход на стабильные и регулируемые рынки — это осознанный шаг в рамках реализации стратегии развития компании. Член совета директоров Mirax Group Максим Темников трактует ситуацию следующим образом: в Москве становится тесно. Через несколько лет рынок насытится. И уже сегодня компании вынуждены искать новые точки роста, которые позволят им развиваться. «Два года назад мы досконально изучили внутренний рынок, каждый региональный центр в отдельности. И приняли решение в российские регионы не ходить. Почему? Потому что для нормальной работы на новой площадке девелоперу необходимы прозрачные процедуры покупки участков и получения разрешений на строительство, а также стабильный покупательский спрос на высококачественные объекты. В нашей стране нет регионов, которые удовлетворяли бы этим критериям. Европа в этом смысле привлекательнее, да и рынок там более предсказуем», — добавляет он.

Президент корпорации «Баркли» Леонид Казинец говорит, что зарубежные проекты позволяют застраховаться от колебаний цен на внутреннем рынке. Кроме того, отмечает он, во многих зарубежных странах более благоприятный, чем в России, налоговый режим, четче административные процедуры.

Помимо всего прочего участники рынка утверждают, что наличие в инвестиционном портфеле зарубежных проектов немаловажно с точки зрения имиджа компании. По словам гендиректора компании «РТМ Девелопмент» Владимира Кириенко, это помогает привлекать как российское, так и западное финансирование.

Глобальный подход

Впрочем, некоторые девелоперы в приватных беседах признаются, что такого плана зарубежные проекты зачастую попадаются под руку случайно, а уже потом «вписываются» в корпоративную стратегию. Действительно, о какой, к примеру, диверсификации бизнеса может идти речь, если большинство зарубежных проектов мизерны. Вряд ли они смогут компенсировать инвесторам потери от возможных конъюнктурных спадов на внутреннем рынке.

Впрочем, за рубежом постепенно появляются российские компании, для которых выход на международные рынки важен не только в плане получения дополнительного дохода, имиджа, но и в стратегическом отношении. Правда, пока такое стратегическое мышление проявляют не девелоперы, а производители стройматериалов.

Например, российский «Пеноплекс», выпускающий теплоизоляционные материалы, создает завод в Казахстане и рассчитывает стать одним из крупнейших изготовителей теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола в азиатском регионе.

Компании, входящие в строительный дивизион «Базэла», намерены развивать международный бизнес по производству стройматериалов. Создано совместное предприятие с известной в Европе корпорацией Strabag (в частности, ее технологии планируется использовать при производстве щебня). А недавно «Базэл-Цемент» заключил соглашение о сотрудничестве с нефтегазовой компанией «Итера». «Базэл-Цемент»планирует выйти на рынки стран СНГ, создав целую сеть цементных заводов в Белоруссии, Армении, Туркмении, Украине, Казахстане. «Мы стараемся свои предприятия расположить таким образом, чтобы в перспективе работать не только на внутренний рынок, но и осуществлять поставки клинкера (смесь для изготовления цемента) в Европу. Там сейчас цементные заводы закрываются в соответствии с требованиями Киотского протокола. Это огромный и очень привлекательный рынок», — рассказывает гендиректор компании «Базэл-Цемент» Дмитрий Савенков.

Пока примеры такого глобального подхода к развитию бизнеса единичны. Предприятия, скорее, движутся в этом направлении интуитивно, вслепую. Однако рано или поздно взаимопроникающее влияние международных рынков и обострение конкуренции заставят многих игроков осознанно расширять географию своего бизнеса.


http://www.expert.ru

©2024 KBAPTUPA.RU