Эта процедура предстоит и покупателям квартир на вторичном рынке, и гражданам, приватизирующим жилплощадь, и участникам долевого строительства. Разбираем особенности госрегистрации сделок, «подводные камни» и пути решения проблем с нашим экспертом — юристом агентства недвижимости «Кутузовский проспект» Ольгой Воробьевой.

Собираем документы

1. Заявление о государственной регистрации прав. Заполняется на бланке, который вам выдают на месте — в регистрационной службе, также можно скачать на сайте Мосрегистрации (см. сайт http://www.mkr.mos.ru/). Возможные трудности. В заявлении среди прочих данных есть графа «Адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания». Как правило, здесь указываются сведения в соответствии со штампом о регистрации по месту жительства («прописке») в паспорте. Однако, если на момент подачи документов регистрации по месту жительства у вас нет (скажем, вы успели «выписаться» из прежней квартиры, приобретаете новостройку и т. д.), то по закону это не является основанием для отказа в регистрации права собственности на приобретаемую квартиру! В этом случае в заявлении указывается прежний адрес регистрации («прописки») с формулировкой «ранее зарегистрированный по адресу такому-то» либо адрес, по которому вы фактически проживаете, — формулировка: «адрес записан со слов заявителя». Причем в последнем случае у вас не вправе требовать документы, подтверждающие место проживания.

Если же будут придираться, ссылайтесь на пункт 3.

1 Порядка приема документов на госрегистрацию, утвержденного приказом Мосрегистрации от 29.03.2007 № 54.

2. Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию. На сегодня ее размер 500 рублей, некоторые категории граждан имеют льготы по уплате (уточнить можно непосредственно в органах регистрационной службы).

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя, — паспорт. Возможные трудности. До окончания срока действия паспорта (напомним, он подлежит замене в 20 и 45 лет) должно оставаться не менее месяца — именно столько может длиться оформление права в Росрегистрации, и необходимо, чтобы к окончанию процедуры документ оставался действительным.

4. Документ, описывающий объект права — квартиру. Для жилых помещений требуются экспликация и поэтажный план БТИ. Хорошая новость! Благодаря поправкам в Закон о госрегистрации прав эти документы не требуются, если когда-либо они уже предоставлялись в регистрационную службу. Речь идет главным образом о случаях, когда заключается сделка с квартирой, продавец которой ранее регистрировал свое право собственности на жилье в государственных органах по регистрации прав на недвижимость. Подтверждением этого является наличие у продавца свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру (бланк зеленого цвета).

5. Документы, которые являются основанием для государственной регистрации сделки и (или) права. Это могут быть договор купли-продажи, дарения, мены, ренты, свидетельство о праве на наследство и др. Важно Сколько времени и денег потребуется Разъясняет наш эксперт, руководитель группы исполнения договоров АННТ «Открытая Компания» Нелли ЦЫДЕНОВА: — По закону продолжительность процедуры регистрации сделки — 30 дней с момента подачи полного пакета документов. Однако когда граждане собирают документы самостоятельно, то очень часто приносят не все необходимые справки, в них обнаруживаются ошибки, неточности и т. п. В таких случаях требуется дополнительное время для исправления недочетов, так что на практике самостоятельное оформление сделок и прав на недвижимость нередко затягивается до 2,5 — 3 месяцев. Основные затраты при этом — госпошлина за регистрацию сделки — 500 рублей и за регистрацию возникшего права собственности на квартиру — тоже 500 руб. При сборе документов требуются расходы на справки из БТИ (экспликация, поэтажный план) — это порядка 600 — 1000 рублей для средней квартиры. Если будете обращаться к нотариусу — для заверения копий документов, удостоверения отказа от приватизации, то на каждое такое действие уйдет порядка 500 — 800 рублей. Если все хлопоты по регистрации сделки и права на квартиру вы хотите передать профессионалу — риэлтору, то с учетом сбора необходимых документов и официальной продолжительности самой процедуры есть шанс уложиться в срок чуть больше месяца. Средние расценки на такие услуги — от 20 до 35 тысяч рублей.

Где нужно побывать, прежде чем идти в Росрегистрацию

1. БТИ Поэтажный план. Экспликация. Выдаются в течение 10 рабочих дней после обращения; стоимость — в среднем от 600 до 1000 рублей за оба документа (в зависимости от количества комнат и площади квартиры).

2. Нотариус Нотариально удостоверенный отказ от участия в приватизации — если кто-либо из лиц, зарегистрированных в квартире по месту жительства, отказывается от приобретения доли в праве собственности в пользу других граждан, зарегистрированных на этой жилплощади. Нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки с квартирой, приобретенной в период брака. Нотариально заверенный отказ сособственников от покупки доли, если продается часть квартиры, находящейся в долевой собственности. Оформляются в день обращения; стоимость — в среднем от 500 до 800 рублей.

3. Органы опеки и попечительства (ООП) Разрешение на отказ от участия в приватизации несовершеннолетних, зарегистрированных в квартире по месту жительства. Согласие на совершение сделки с квартирой, в число собственников которой входят несовершеннолетние или недееспособные граждане, а также на сделки с жильем, в котором зарегистрированы члены семьи собственника, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения и состоящие под наблюдением ООП. Решение ООП принимается не менее чем в двухнедельный срок; плата за выдачу документа (согласия/разрешения) не взимается; действие документа распространяется на конкретно оговоренные сделки.

4. Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) Выписка из домовой книги. Копия финансового лицевого счета (в случае приватизации комнаты в коммуналке). Выдаются бесплатно в день обращения; срок действия — один месяц с момента выдачи.

Примечание. Последовательность посещения инстанций может изменяться в зависимости от конкретных ситуаций: оснований приобретения права собственности на квартиру, состава семьи и др.

Это пригодится Вам должны объяснить, что исправить Обнаружив дефекты в сдаваемых документах (недобор справок, ошибки и т. п.), сотрудник Росрегистрации, ответственный за прием документации у граждан, должен сообщить заявителю о наличии препятствий для госрегистрации и объяснить содержание выявленных недостатков.

Важно: по просьбе гражданина эти недостатки-препятствия указываются в письменной форме, и такая справка бесплатно выдается на руки. Если вам отказывают в просьбе, ссылайтесь на пункт 2 раздела IV Порядка приема документов на госрегистрацию, утвержденного приказом Мосрегистрации от 29.03.2007 г. №54.

Справка «КП» По закону переход права собственности на недвижимость — в результате сделок купли-продажи, дарения, приватизации и др., а также сами возникающие права на жилье (у покупателя, участника долевого строительства и т. д.) подлежат обязательной государственной регистрации — только после этого указанные действия и права приобретают полноценную юридическую силу. Процедуру проводит Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), а именно — ее территориальные органы по месту нахождения недвижимости. Так, приобретателям квартир в столице нужно обращаться в Управление ФРС по г. Москве — Мосрегистрацию.

БДИ! Что может помешать

По опыту нашего эксперта Ольги ВОРОБЬЕВОЙ чаще всего тормозят госрегистрацию: неполный набор документов (например, отсутствие необходимого разрешения органа опеки и попечительства;

нотариально заверенного согласия супруга на сделку и др.);

ненадлежащая форма и сроки действия документов (скажем, вместо подлинников предъявляются копии, срок действия справок истекает раньше требуемого времени и т. п.);

ошибки в документах: неправильное написание адресов, фамилий, отсутствие необходимых подписей и т. д. Чтобы не попасть впросак, обратите внимание: Документы, которые вы сдаете на регистрацию, не должны иметь подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений. Не подлежат приему документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Если основание для регистрации — сделка, заключенная в простой письменной форме (например, договор купли-продажи), то в нем в качестве исключения возможны приписки, зачеркнутые слова или иные исправления. Они обязательно должны быть специально оговорены в письменной форме (например, приложением к договору) и заверены подписями всех участников сделки. Тексты всех документов должны быть написаны разборчиво, фамилии, имена и отчества граждан, адреса мест жительства обязательно пишутся полностью. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет при подписании документа обязательно указывают, что действуют с согласия родителей (усыновителей, попечителей). Законные представители, которые действуют в интересах малолетних детей в возрасте до 14 лет (родители, усыновители, опекуны), пишут на документе, что действуют в интересах несовершеннолетнего ребенка.

Источник: Комсомольская правда, автор: Анна Добрюха


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU