Манифесты реставрации

Реставрация в Петербурге за прошлый год приобрела беспрецедентный размах: в работе одновременно более четырехсот крупных объектов с обозримыми сроками исполнения. До последнего времени эта сфера была неким священнодействием, «служеньем муз», которое не терпит суеты. Даже просто посчитать объекты затруднительно, поскольку это может быть что угодно: мост, дворец или, скажем, садовая ограда. О сравнимости результатов и речи не было из-за уникальности работ и зачастую самих технологий. Но с тех пор, как реставрация в Северной столице стала отраслью рыночной экономики, приходится считать, оценивать и сравнивать.

Публичным итогом реставрационного года стал конкурс «Сделано в Санкт-Петербурге-2007». КГИОП, организатор сего действа, предложил сравнивать достижения фирм по пяти крупным номинациям: комплексная реставрация, проектные работы, реставрация фасадов, интерьеров, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства.

Ворота в Венецию

В номинации «Комплексная реставрация» лучшими признаны два объекта, каждый из которых знаменателен по-своему.

Петровские ворота Петропавловской крепости, построенные в 1708 г. по проекту первостроителя Доменико Трезини, после работ, проведенных специалистами фирмы «Интарсия» и итальянских ассоциаций «Ассорестауро» и «Федеркимика», изрядно «состарились». Зато теперь это действительно точеный временем уникальный памятник изначального Петербурга, а не продукт послевоенного восстановления. Далеко не все горожане признают реставрацией этот сеанс шоковой терапии, который более года проводился по проекту инженера Паоло Мароне и архитектора Карлы Алессандрия. Авторы проекта убедили российских коллег в правильности метода консервации и структурного укрепления, приоритетного для участников Венецианской хартии. Зато теперь очевидно, что Петровским воротам действительно триста лет, и за это время деревянные барельефы, скульптура и герб империи поизносились, а каменная облицовка потрескалась. Научный совет по культурному наследию и председатель КГИОП Вера Дементьева видят в этой работе чрезвычайно важный прецедент, акт творческого переосмысления международного опыта по сохранению памятников. Видимо, поэтому итальянцам отдали пальму первенства и в номинации «Проекты».

Другой объект комплексной реставрации отмечен не только как образец безупречной работы подрядных фирм «Лапин Энтерпрайз» и «Петрорестком», но и как пример успешного сотрудничества инспекции с инвестором.

Нарядный особняк усадебного типа для миллионера Ивана Мясникова построил на Знаменской улице в 1859 г. архитектор Александр Гемилиан, который раньше главным образом проектировал казармы, склады и заводы. Интерьеры создавались при участии архитектора Виктора Гартмана.

Помпезное здание, барочное снаружи и содержащее все фантазии эклектики внутри, числилось местным памятником. Именно такие богатые стилизации привлекательны для частного собственника, и КГИОП готов помочь сохранить антикварную и мемориальную ценность объекта.

В начале ХХ в. в доме жил известный адвокат Карабчевский, который принимал у себя видных юристов и государственных деятелей, а в домашнем театре выступали Леонид Собинов, Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд и Матильда Кшесинская.

Чудотворцы на фасадах

Уже больше десяти лет продолжается возрождение трогательной церкви Богоявления на Гутуевском острове, но именно сейчас по достоинству оценена кропотливая реставрация ее рукодельных фасадов. В прошлом году мастер-мозаичист Игорь Лаврененко получил золотую медаль на биеннале Denkmal в Лейпциге, а теперь он и фирма «РПНЦ «Специалист» получили признание и в своем отечестве.

Храм – кирпичный, в московском стиле XVII в., с шатровой колокольней – выглядит очень уместным на непритязательной рабочей окраине в торговом порту. Посвященная чудесным спасениям императора Александра III в крушении поезда в Борках и цесаревича Николая при покушении в Японии, церковь построена проекту гражданских инженеров Василия Косякова и Бронислава Правдзика. В безбожные времена здесь располагались мыловаренный завод и склад, поэтому утраты неисчислимы.

Пока финансирование шло из «церковной кружки», дело продвигалось медленно, но в прошлом году бюджет помог завершить первую очередь фасадных работ, включая изразцы и мозаики мастерской Фролова «Св. Николай Чудотворец». Внешнее обаяние храма уже восстановлено, а по окончании благоустройства территории он станет совсем пригожим.

Второй победитель фасадной номинации – вокзал Новый Петергоф, сооруженный в середине XIX в. по проекту Николая Бенуа и возрождаемый сейчас реставраторами фирмы «Краски города».

Редкий для России псевдоготический романтизм требует изрядных усилий. Самый сложный в реставрации западный фасад с башней выполнен с использованием множества различных материалов, включая терракоту, гальванопластику, лепку, натуральный камень нескольких пород и чугунное литье. Уже воссозданы эркеры из мореного дуба. Продолжаются работы и на южном фасаде.

Шествие по парадным залам

Самым авантажным свершением в реставрации интерьеров, бесспорно, было завершение работ в Георгиевском зале Михайловского замка.

Хотя активная реставрация продолжались всего два года, большинство горожан этого загадочного зала никогда не видели и довольствовались описанием бала по случаю окончания строительства замка при императоре Павле I. «Памятник тирана» в советские времена был недоступен, а в Георгиевском зале размещалась режимная патентная библиотека. И вот радением фирмы «Интарсия» по проекту известного бюро «Литейная часть-91» под руководством Рафаэля Даянова мы наконец можем приобщиться к тайнам Мальтийского ордена.

Двусветная Мраморная галерея (более 30 м длиной и более десяти шириной) до аттика облицована пестрым камнем breccia coralina из Генуи с инкрустациями черного мрамора. В торце – мраморные хоры для оркестра, в нишах – статуи античных богов. После убийства императора эта галерея служила каменоломней для строительства Нового Эрмитажа, поэтому утраченную отделку пришлось воссоздавать заново. Хорошо подобранный мрамор доставлен из Италии Выполнены копии дверей из ценных пород дерева и мраморные камины. Обошлось это заказчику – Фонду инвестиционных строительных проектов – в 85 млн руб.

Фирма «Пикалов и сын» награждена за полностью завершенную сложнейшую реставрацию Большого зала Филармонии имени Шостаковича в здании Дворянского собрания, построенном по проекту Карло Росси. По заказу ФИСП и Минкульта отреставрированы концертный зал с коринфской колоннадой, Голубая и Красная артистические гостиные, перестроены все лестницы, включая Царскую.

Компания «Петрорестком» отмечена за комплексную реставрацию парадных залов дома Сухозанета на Невском, 70. Дом журналистов и раньше не был обойден вниманием властей, но на этот раз сделано все, включая реставрацию живописных плафонов, лепного декора с позолотой и воссоздание наборных паркетов. В Голубой гостиной выполнена реставрация кессонированного потолка и фриза с золочением, в вестибюле и на парадной лестнице приведены в порядок колонны и пилястры из искусственного мрамора. Все это Фонду развития Санкт-Петербурга и городскому бюджету обошлось в 80 млн руб.

В Строгановском дворце Растрелли по заказу Русского музея завершилась реставрация Большого и Малого кабинетов графини и Греческой комнаты, за что еще одним победителем интерьерной номинации признана компания «Геликон».

Хорошее отношение к лошадям

Небольшую статую, копию начала XIX в. с античного оригинала, организаторы конкурса, похоже, «за муки полюбили». Мраморный Аполлино у восточного Квадратного пруда в Верхнем саду Петергофа, и без того в плачевном состоянии, год назад был сражен штормом. Теперь, склеенная по кусочкам, очищенная и обхоженная скульптура водружена на место, а реставрационная мастерская «Наследие» снискала благодарность властей.

Высоко оценила губернатор Валентина Матвиенко труды компании «Пикалов и сын» по реставрации огромного фриза «Служение лошади человеку», что украшает садовый фасад служебного корпуса Мраморного дворца.

Фриз, выполненный скульптором Клодтом по рисункам Александра Брюллова, состоит из четырех барельефов: «Приручение», «Скачки», «Сражение» и «Охота». Все 86 фигур людей, лошадей и других животных имели серьезные утраты, а металлический каркас, на котором все это держалось, проржавел. Главная заслуга реставраторов состоит в том, что они путем лабораторного анализа вычислили рецепт уникального материала, придуманного Клодтом. Они изготовили такую же смесь гипса, извести, кирпичной крошки и древесного угля и восполнили утраченные фрагменты. Теперь фриз надежно защищен влагостойким покрытием.

Великолепные чертоги

Одно из самых знаменательных событий ушедшего года – начало комплексной реставрации великокняжеского дворца на Мойке, 122, который давно терзает души горожан своим горестным видом.

Великий князь Алексей Александрович был персоной на редкость колоритной, что заметно по убранству его чертогов, но его беспечность и нерадивая служба обошлись отечеству Цусимой. За это история припечатала главу Морского ведомства эпитетом «бездарный», и даже бесстрастные энциклопедии именуют его «печально известным». Судьба отыгралась на дворце генерал-адмирала. Одна из последних городских усадеб начала распродаваться сразу после смерти хозяина, не оставившего завещания, а бесспорно самый причудливый из столичных дворцов десятилетиями разрушался в ожидании реставрации.

Четвертый сын императора Александра II был шаловлив, но любознателен, и с отроческих лет пристрастен к морю. Его первое путешествие вокруг Европы закончилось кораблекрушением фрегата «Александр Невский», но сгубило юношу не это, а безумная любовь к фрейлине императрицы Сашеньке Жуковской, дочери поэта. Роковые страсти в семье Романовых и без того сотрясали свет, поэтому юного князя, несмотря на его мольбы, отправили от греха подальше в Америку, где его с восторгом встретили (он был первым Великим князем, посетившим Новый Свет). Алексей Александрович прилежно лечил тоску на пышных приемах, наносил деловые визиты в Гарвард, на фабрику Смит&Вессон и Адмиралтейства, охотился на бизонов вместе с Баффало Биллом, пил «огненную воду» с вождем индейского племени Пятнистым Хвостом и участвовал в буйном фестивале в Нью-Орлеане, куда прибыл по зову популярной певицы.

Император не позволил Алексею вернуться домой, а приказал два года исцеляться от несчастной любви в кругосветном путешествии. Как оказалось впоследствии, дело было уже не в страсти сына, – у отца появилась фаворитка княжна Долгорукая. Алексей изверился в семейных ценностях и – единственный из царских детей – так и остался на всю жизнь холостяком. К морю он охладел и откровенно скучал на посту главы Морского ведомства между лихими наездами в Париж.

Морской волк на суше был изрядным сибаритом и заказал архитектору Максимилиану Месмахеру нечто похожее на средневековые замки Луары, но со всем мыслимым современным комфортом. В его особняке раньше, чем в других столичных дворцах, появилось электричество.

В Главном здании помещались Большая библиотека, Оружейная и комната дежурного офицера. Бальный зал оформили «во вкусе Помпадур», Красную гостиную – в стиле Людовика XV. Великий князь был гурман, держал лучшего в столице повара, и столовая, понятно, была самой любимой комнатой во дворце. Место интимного вкушения яств хозяин ревниво оберегал от посторонних глаз. Здесь главенствует двухъярусный камин из мореного дуба с резными многофигурными панно «Исцеление слепого» и «Иисус превращает воду в вино». Стены облицованы дубом и изразцами, а по верху – живописный фриз кисти академика Липгарта, состоящий из серии жанровых сцен пикников и игривых сюжетов в винном погребе, на рынке, в лавке.

Рабочие помещения не уступают в убранстве гостиным – роскошный, отделанный тисненой кожей Кабинет с приемной, Знаменная для флотских регалий, Малая библиотека для морских атласов и справочников. В восточном флигеле – экзотические интерьеры, напоминавшие о кругосветном путешествии хозяина. Китайская гостиная отделана шелком и лакированным палисандром, украшена пагодами и драконами. Поражали воображение самый большой во дворце Английский зал и Фламандская гостиная. На Собственной половине самым интересным новшеством стала ванная комната с бассейном в стиле помпейских вилл, украшенная майоликой с гротескными изображениями тритонов и наяд. Эффектны большая башня с мраморной винтовой лестницей и обширный сад с фонтаном.

Сейчас около трех десятков помещений в лесах и полнятся кипучей деятельностью. Реставраторы фирмы «Интарсия» с помощью тепловых пушек развернули работы по всему фронту. И вообще со времен «штурма» Стрельны реставрация перестала считаться неспешной работой в библиотечной тишине, а приобрела вполне ударные ритмы.

По словам руководителя проекта Надежды Грищенко, здание четыре года не отапливалось. Разрушений было очень много: отсырела штукатурка, прорехи кровли привели к многочисленным протечкам, в трех местах обрушились перекрытия.

Но в вестибюле Собственного Его Высочества подъезда, где обрушился потолок, уже есть что показать: воссоздан лепной плафон и отреставрирован камин из песчаника и мрамора с резными тритонами. Тисненая кожа в кабинете Его Высочества довольно хорошо сохранилась, но панели демонтируют, чтобы отправить кожу в специальные мастерские на реставрацию.

«Здесь будет не музей, а Дом музыки, – поясняет г-жа Грищенко, – поэтому реставрация здесь уместнее консервации. Но в подвале есть очень красивая столовая с живописью на сводах. Эту живопись мы расчистили и реставрируем, а на полах и стенах остались фрагменты плитки тех времен, которую решено музеефицировать».

На фасаде обнаружили живопись граффито (способ декоративной отделки стен путем процарапывания рисунка по тонкому верхнему слою штукатурки до нижнего, отличного по цвету). Два фрагмента сохранились целиком, а один наполовину утрачен и законсервирован за недостатком иконографии.

Всего во дворце около 3 тыс. кв.м высококлассных интерьеров, реставрация которых требует огромных средств. Никакому инвестору окупить затраты без перепланировки помещений не под силу.

Дворец останется в государственной собственности, и его хозяин, жуир и бражник, подарит своему народу то, чем обладал в избытке, – вкус к жизни.

Источник:Манифесты реставрации

©2024 KBAPTUPA.RU