С 1 января государственные заказы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт могут распределяться только через аукционы. Введение этой процедуры лишит государственные органы возможности субъективной оценки строительных компаний, которым достанутся миллиарды рублей бюджетных средств.

Победителем аукциона признается компания, предложившая наименьшую цену за объявленную работу для государственных нужд. Закон прямо запрещает предъявление любых субъективных требований и критериев – оценку квалификации участника, его деловой репутации, наличие опыта работы, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Критерии допуска компаний к участию в аукционе могут быть предусмотрены только федеральным законом. В частности, сейчас для ведения деятельности по инженерным изысканиям, проектированию и строительству зданий и сооружений (за исключением сезонного или вспомогательного назначения) необходимо иметь лицензию. Следовательно, государственный заказчик вправе не допустить к участию в аукционе потенциального подрядчика без лицензии. Все иные требования – незаконны.

Формально в документацию по другой процедуре – конкурсу — также нельзя было включать субъективные условия, однако закон допускал оценку многих факторов при выборе победителя. Причем заказчик сам формировал эти критерии, а его решения не могли быть оспорены ни в суде, ни в надзорных органах. Например, правомерно было установить, что наибольшее значение имеет не цена, а «квалификация участника конкурса». В итоге контракт на абсолютно законных основаниях мог достаться компании, предложившей даже многократно более высокую цену по сравнению с конкурентом.

Вряд ли внесенные поправки снизят надежность выполняемых работ. Пока участники госзаказа жалуются на недобросовестность чиновников чаще, чем сами заказчики уличают подрядчиков в невыполнении или некачественном выполнении взятых на себя обязательств. Так, только за IV квартал 2007 года в надзорные органы (комитет финансового контроля Санкт-Петербурга и Управление Федеральной антимонопольной службы) было подано 54 жалобы на нарушение закона государственными органами, тогда как за всю историю в реестр недобросовестных поставщиков было включено всего пять петербургских компаний, нарушивших контрактные обязательства или не выполнивших иные условия госзаказа.

Без аукциона с 1 января могут размещаться только строительные контракты, связанные с особо опасными, технически сложными объектами, а также с сооружениями, включенными в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Например, на 29 февраля назначен конкурс на выбор подрядчика по проектированию и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково» (строительство скоростной и рулежных дорожек, замена светосигнального оборудования и т.д.). Максимальная сумма контракта – почти 6 млрд рублей.

По данным информационной системы «Городской заказ», на конкурс, а не аукцион, выставлены также контракты на капитальный ремонт фасадов жилых зданий (его проводит администрация Курортного района), помещений клинической лаборатории (ГУЗ «Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины») и еще почти 150 заказов. Видимо, заказчики считают эти объекты особо опасными или технически сложными.

Источник:фонтанка.ру

©2024 KBAPTUPA.RU