В уходящем году Управление Росрегистрации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области открыло несколько новых отделов, а также активно занималось разъяснительной работой с населением. Рассказать об итогах и перспективах деятельности Управления мы попросили его руководителя Галину Волчецкую.

– Галина Александровна, с декабря 2005 года руководство Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФРС) реализует стратегию децентрализации главного офиса. В каких районах города и области открыты новые отделения?

– В Ленинградской области принцип децентрализации действовал изначально. Но там назрела другая проблема. Увеличение числа обращений с целью госрегистрации, ежегодный рост архивов приводят к тому, что имеющихся помещений становится недостаточно. Поэтому если в Петербурге актуален вопрос децентрализации, то по уже существующим обособленным подразделениям встает вопрос расширения занимаемых ими площадей. И эти две проблемы решаются параллельно.

Но вернемся к вопросу децентрализации. Первой ласточкой в Северной столице стал Адмиралтейский отдел, открывшийся в декабре 2005 года. Причем на сегодняшний день и он уже требует расширения. Вместо имеющихся 650 кв. м необходимо помещение площадью около 1200 кв. м. Осенью 2006-го мы открыли Петроградский районный отдел, в марте 2007-го – приступил к работе отдел в Выборгском районе города. Буквально на днях начал свою работу отдел в Центральном районе (ул. Гангутская, 14).

С конца 2005 года новые более просторные представительства получили Волховский, Колпинский, Всеволожский, Лодейнопольский районные отделы. В ближайших планах – переезд Кингисеппского отдела в новые помещения. Сейчас оборудуется новый офис в Выборге, ведутся ремонтные работы в отделениях Гатчины, в Киришах. В новые стены скоро переедет Петродворцовый отдел – уже практически закончен ремонт. Город предоставил нам в безвозмездное пользование помещения в Сестрорецке. Сейчас мы там занимаем порядка 250 кв. м, площадь нового офиса составит 850 кв. м. Также за нами безвозмездно закрепили часть здания в Калининском районе, чтобы в следующем году организовать там работу Калининского районного отдела. Идет подбор помещения для отдела в Кировском районе Петербурга.

К сожалению, приходится признать, что государственных площадей осталось мало. Решать вопрос нередко приходится путем аренды объектов, находящихся в частной собственности. Сейчас уже назрел вопрос нового строительства, и мы подбираем земельные участки в Тосно и Луге.

Требует расширения Кировский районный отдел Ленинградской области. Примерно половина обращений граждан по нашему «телефону доверия» связана с неудобством и теснотой этого представительства. К сожалению, в Кировске подходящих объектов как таковых нет. Поэтому здесь также будем решать вопрос о строительстве нового здания.

Надо сказать, что новые помещения мы обустраиваем в соответствии с высокими стандартами. В частности, залы для приема документов, как правило, располагаются на первом этаже. Если это невозможно, обязательно предусматривается лифт. Оборудованы места для ожидания и информирования посетителей. Граждане не должны испытывать дискомфорт при подаче и получении документов.

– Планируется ли в перспективе сокращение сроков госрегистрации или они Вам кажутся оптимальными?

– На сегодняшний день закон предусматривает общий регистрационный срок – месяц. Но есть и исключения. Так, по договорам приватизации административный регламент предусматривает 15-дневную регистрацию. По так называемой дачной амнистии (Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ), ипотеке, долевому строительству – также предусмотрены сокращенные сроки госрегистрации.

Кроме того, приказом Министерства юстиции предусмотрена система сокращения регистрационных сроков. Если руководитель территориального органа Росрегистрации считает необходимым уменьшить срок регистрации по отдельному виду сделок, в его компетенции выпустить собственное распоряжение на данную тему.

Например, в Петербурге активен оборот жилья на рынке – купля-продажа, дарение, мена. Поэтому своим приказом по Управлению я сократила период регистрации прав на соответствующие объекты с месяца до 10 рабочих дней. То же самое касается наследства и справок ЖСК.

Сегодня тот, кому надо получить документы еще быстрее, вынужден писать ходатайство об уменьшении срока государственной регистрации. Причем с обязательным объяснением причин подобного ускорения. Но такая система непрозрачна и не вполне эффективна. В частности, ходатайство удовлетворяется только в том случае, если к документам нет нареканий.

Кроме того, непрозрачностью процедуры пользуются посредники-мошенники, которые внушают гражданам, что нужно передать некую сумму регистратору – для ускорения прохождения документов. Есть несколько вариантов мошенничества. Первый – сдать документы, позвонить, узнать, что они готовы, и взять деньги за якобы устроенное дело. Второй вариант – получить документы после государственной регистрации и не отдавать их клиенту, заявив о том, что нужно договариваться. Третий вариант – документы не сдаются в Управление, хотя клиенту говорят, что все сдано. Когда гражданин устает ждать, с него берут деньги и передают пакет документы на регистрацию.

Чтобы развеивать подобные мифы, мы предупреждаем людей о возможном мошенничестве, в том числе и на нашем сайте http://www.gbr.ru/.

Я считаю, что было бы правильно внести поправки в Налоговый кодекс РФ и установить зависимость размера государственной пошлины от срока государственной регистрации. Если вы готовы платить больше с тем, чтобы получить документы быстрее, вы должны иметь такую возможность.

– Каковы успехи «дачной амнистии» в Петербурге и Ленобласти? Сколько участков уже зарегистрировано?

– Положительная динамика имеет место. Так, с 1 сентября 2006 года по 14 января 2007-го к нам обратилось всего 2 015 человек. Потом начался бурный рост. Каждый месяц нас посещали по 1–1,3 тыс. человек. На середину ноября поступило 17 067 обращений. Число отказов в регистрации невысоко – менее 1% .

Между тем, напомню, что в настоящее время в Северной столице и области существует примерно 1 млн 800 тыс. объектов, которые могут явиться предметом оформления прав в упрощенном порядке. Поэтому если сравнивать количество объектов и число обратившихся лиц, то понятно, что работа еще в самом начале.

– Какое количество ипотечных сделок зарегистрировано в городе и области за первое полугодие текущего года (в том числе в сравнении с прошлыми годами)?

– За первое полугодие 2007-го объемы регистрации ипотеки жилых помещений, приобретенных гражданами с привлечением кредитных средств, выросли в сравнении с аналогичным периодом 2006 года на 89%. За упомянутое полугодие по городу и области зарегистрировано 1 566 договоров ипотеки жилья, ипотеки на основании закона – 5 597.

– А сколько квартир приватизировано в Петербурге и Ленобласти за весь 2007 год? Какова динамика в сфере приватизации жилфонда?

– До 2005 года удельный вес договоров приватизации в составе документов, подаваемых на госрегистрацию, составлял порядка 25%. В 2005–2006 годах эта цифра выросла до 60%. Люди боялись не уложиться в установленный законом срок – до 1 января 2007 года. Причем нам с трудом удавалось объяснить гражданам, что переход права регистрируется независимо от того, наступило 01.01.2007 года или нет. Главное – заключить в отведенный для этого срок договор приватизации, так как он считается заключенным с момента его подписания сторонами. Переход же права может быть зарегистрирован и потом.

В свете «приватизационного бума 2005–2006» нам пришлось удвоить объемы работы, выходить на службу по субботам и воскресеньям. И, наверное, сейчас будут первые новогодние каникулы, когда наш коллектив сможет отдохнуть.

Но как только были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, которые отодвинули сроки безвозмездной приватизации до 2010 года, сразу пошел спад. И на сегодняшний день снижение идет почти на 50% от объемов 2005–2006 годов. Я беспокоюсь, что 2009-й опять станет годом бума приватизации. Я призываю петербуржцев и жителей области уже сейчас зарегистрировать свое право, чтобы потом не стоять в очередях.

– Регистрация товариществ собственников жилья уже не входит в полномочия УФРС?

– Действительно, с 14 декабря этого года полномочия по регистрации ТСЖ возвращаются Федеральной налоговой службе. Нововведение призвано упростить процедуру регистрации подобных объединений. Однако возникает вопрос: хорош ли упрощенный порядок регистрации таких социально значимых юридических лиц?

В создании ТСЖ, как известно, должны принимать участие только собственники квартир. Располагая Единым государственным реестром прав, мы в обязательном порядке проверяли статус лиц, которые принимают участие в общем собрании, выбирают председателя ТСЖ. Оказывается, среди них встречаются и посторонние люди, не имеющие отношения к данному дому и преследующие какие-то свои интересы. И 50% отказов в регистрации ТСЖ вызвано именно этой причиной.

Нередко нарушался порядок формирования органов управления товариществом: путали очную и заочную форму голосования на общем собрании, искажались полномочия правления и т. д. Мы все это приводили в порядок.

Да, зарегистрировать ТСЖ через наше Управление было непросто. Но, тем не менее, за 10 месяцев этого года мы зарегистрировали 163 товарищества. И я могу ручаться, что их документы полностью соответствуют действующему законодательству. Я не уверена, что упрощенный порядок в данном случае – это благо, но закон мы обязаны исполнять.

– Галина Александровна, в начале декабря на выставке-семинаре для населения «Жилищный проект» Ваш заместитель выступил с докладом о процедуре и стоимости госрегистрации прав при ипотечном кредитовании. Выступление вызвало большой интерес слушателей. А какие еще актуальные проблемы, связанные с процедурой регистрации, могут быть рассмотрены на выставке-семинаре?

– Таких проблем, действительно, много. О том, какие вопросы наиболее актуальны, можно судить, например, по обращениям граждан на наш сайт. Чаще всего люди просят разъяснить порядок уплаты государственной пошлины. Есть вопросы о публичном обременении (об объектах-памятниках). Должен ли гражданин платить госпошлину дополнительно еще и за то, что ему посчастливилось жить в доме-памятнике? По-моему, за регистрацию подобных публичных обременений вообще не следовало бы устанавливать государственную пошлину. Очень много вопросов по поводу получения выписок о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сегодня в Северной столице действует целый ряд государственных жилищных программ и их участникам требуются такие выписки. С помощью данного документа гражданин может доказать, что не имеет другой недвижимости и действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Часто люди спрашивают, каким образом зарегистрировать договор долевого участия? Как обязать застройщика представить на регистрацию пакет документов? Вопросов много. И все они, безусловно, заслуживают рассмотрения на выставке-семинаре.

– Какие актуальные проблемы, касающиеся процедуры регистрации, по Вашему мнению, необходимо обсудить на Петербургском ипотечном форуме – 2008, который пройдет в нашем городе 21–23 мая?

– Специалистам, безусловно, тоже будет что обсудить на следующем Петербургском форуме. Так, в очередной раз претерпело изменения ипотечное законодательство. Отныне предметом ипотеки может выступать только земельный участок целиком. Поясню на примере. Допустим, вы отдаете в залог здание. На вашем земельном наделе расположены еще два объекта. Раньше можно было отдать в залог часть земельного участка – под заложенным зданием. Теперь – только весь надел целиком.

Собственнику приходится выбирать: проводить кадастр и разбивать участок на три или отдавать в залог одно здание с целым участком, делая в договоре об ипотеке оговорку, что остальные здания предметом залога не являются. Иначе они автоматически будут обременены ипотекой. Мне было бы интересно обсудить эту и другие проблемы с коллегами на Петербургском ипотечном форуме – 2008.

Источник: Бюллетень недвижимости, автор: Алексей Резенков


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU