Регистрация нового предприятия — это сложный, многоступенчатый и весьма ответственный процесс, который не ограничивается подачей документов и получением свидетельства. В этом деле любая ошибка, даже самая незначительная может привести к массе негативных последствий.

Неправильно организованный процесс регистрации предприятия влечет за собой, как минимум, — отказ в регистрации со стороны государственных органов. А вот как максимум — возможность потерять не только вложенные средства, но и все личное имущество: движимое и недвижимое. Поэтому к данной процедуре надо подходить основательно.

В обобщенном виде алгоритм процедуры регистрации предприятия выглядит следующим образом:

* Выбор организационно-правовой формы предприятия и разработка учредительных документов.

* Направление документов в регистрирующий орган и получение свидетельства о внесении предприятия в ЕГРЮЛ.

* Постановка на налоговый учет и получение свидетельства (ИНН).

* Постановка на учет в государственные фонды (МРО ФСС, ПФР, МГФ ОМС).

* Изготовление печати.

* Открытие счета в банке.

И на каждом этапе есть определенные моменты, на которые стоит обратить особое внимание:

1. В состав учредителей не должны входить лица, не имеющие на это право

Далеко не любой человек или юридическое лицо может быть участником коммерческой организации. Российское законодательство предусматривает, что некоторые лица не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Например, такой возможности лишены государственные и муниципальные служащие. Поэтому, начиная процедуру создания организации, необходимо удостовериться, не подпадает ли под ограничения, установленные законодательством, один из потенциальных учредителей.

Обратите внимание: единственным учредителем нового предприятия не может быть другое хозяйственное общество, состоящее всего из одного лица.

Важно: прежде, чем регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо учесть, что он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а не только долей в уставном капитале.

2. Название нужно проверять

Современный порядок регистрации юридических лиц не предусматривает практиковавшуюся ранее проверку наименования на уникальность. Позиция регистрирующих органов такова: у каждой организации есть свой государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — именно по ним происходит идентификация юридического лица, а вовсе не по названию. Получается, что теперь можно зарегистрировать (вольно или не вольно) несколько организаций под одним и тем же наименованием. Поэтому первое, что нужно сделать после того, как название придумано — проверить его на повторяемость по единой базе данных. Если, конечно, нет желания столкнуться нос к носу с «близнецами».

Обратите внимание: если название представляет какую-либо ценность, лучше «превратить» его в товарный знак и зарегистрировать — тогда никто уж точно не сможет им воспользоваться. Ведь зарегистрированный товарный знак охраняется законом!

3. Необходимо изначально определить оптимальный размер уставного капитала

Не стоит ограничиваться указанием в документах минимально возможного уставного капитала, если затем предполагается его увеличение. Лучше определить оптимальный размер уставного капитала еще до регистрации, чтобы потом (по крайней мере, в ближайшее время) не менять его. Ведь если участники захотят впоследствии дополнительно вложить средства в свою организацию, то это будет связано с еще одной длительной бюрократической процедурой государственной регистрации увеличения уставного капитала.

Обратите внимание: если уставный капитал оплачивается деньгами, к моменту регистрации необходимо оплатить не менее пятидесяти процентов суммы. Не забудьте получить квитанцию об оплате, которая должна быть представлена в регистрирующий орган.

Важно: в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» требуется уведомить антимонопольный орган о создании коммерческой организации, если суммарные активы учредителей — юридических лиц превышают 200.000 МРОТ. Уведомление должно быть подано в пятнадцатидневный срок с момента государственной регистрации.

4. Нужно корректно оформлять уставной капитал, вносимый имуществом

Уставной капитал, вносимый имуществом, требует соответствующего документального оформления, иначе в регистрации будет отказано.

Необходимо представить следующие документы:

* документы на имущество (гарантийный талон, выписка из техпаспорта и т.д.) с указанием наименования и стоимости;

* копию платежного документа и копию счета-фактуры;

* акт оценки имущества, подписанный учредителями;

* акт приемки имущества на баланс в качестве взноса учредителя в уставный капитал предприятия, подписанный учредителями и генеральным директором предприятия.

Обратите внимание: когда стоимость вносимого имущества составляет более двухсот МРОТ, а также в случае, когда учредитель не может документально подтвердить стоимость имущества, оно должно быть оценено независимым оценщиком.

5. Учредительные документы должны быть составлены продуманно

Разработка проектов устава и учредительного договора вовсе не является простой формальностью. Во-первых, не стоит использовать типовые формы — ведь такая форма не заменит устав или договор, разработанный с учетом особенностей конкретной ситуации. Во-вторых, если партнеров, решивших создать общество, несколько, то подготовкой учредительных документов компании обычно занимается один — и он может делать это далеко не бескорыстно. Такой человек постарается разработать варианты, который устраивают именно его, включить в текст документов выгодные для себя условия. Нередко остальные участники утверждают представленные документы, даже не ознакомившись с их текстом. Но для защиты своих интересов всем учредителям общества следует не только внимательно прочитать все бумаги, но и проконсультироваться с компетентным юристом. И в случае несогласия с какими-либо пунктами — поставить вопрос об их исключении или изложении в другой редакции.

Обратите внимание: без согласия хотя бы одного из учредителей устав не может быть принят, поэтому партнерам придется договариваться по каждому спорному вопросу.

6. Недопустимо указывать недостоверный юридический адрес

В последнее время участились проверки достоверности адресов компаний. Налоговики выезжают по указанному юридическому адресу: в случае, если предприятия там не оказывается, ему грозят серьезные неприятности. Поэтому в качестве юридического нужно указывать реальный адрес, по которому размещается офис фирмы или орган управления предприятием. А в уставе должно быть прописано основание для размещения организации в данном месте: договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д. Кроме того, если налоговая инспекция высылает документы о государственной регистрации по почте на указанный адрес, а они по каким-то причинам возвращаются — организации придется платить штраф. И процесс ее регистрации сильно осложнится.

Обратите внимание: если предприятие через какое-то время после регистрации сменит свое местонахождение, нужно зарегистрировать новый юридический адрес. Но в соответствии с действующим законодательством это фактически означает повторение процедуры регистрации. Поэтому лучше выбирать юридический адрес «раз и навсегда».

Важно: особенно осторожно следует подходить к покупке юридического адреса. В ФНС есть так называемые «черные списки» — в него входят не только люди, которые, по мнению налоговиков, могут иметь отношение к фирмам — однодневкам, но и «подозрительные» адреса. И попытка регистрации с указанием такого адреса в качестве юридического может очень сильно осложнить жизнь.

7. Нельзя подавать документы «по доверенности»

Представлять в регистрирующем органе заявителей (учредителей) по доверенности теперь не допускается. Документы при создании организации может подать только лично учредитель. Эта мера предпринята для того, чтобы исключить факты регистрации фирм на несуществующих лиц или на существующих, но без их ведома, а также с использованием потерянных паспортов, поддельных документов и т.п.

Обратите внимание: если учредители предприятия не явятся лично для получения документов о регистрации, данные бумаги будут высланы по почте на адрес местонахождения юридического лица.

8. Документ об уплате госпошлины должен быть оформлен правильно

Регистрируя фирму, владелец должен оплатить госпошлину, а квитанцию или платежное поручение об ее уплате — приложить к заявлению о государственной регистрации. Именно при заполнении данной квитанции допускаются ошибки. Не все знают, что в поле «Плательщик» платежного документа следует указать учредителя, а не наименование создаваемой компании. Причем если учредитель — гражданин, то надо написать его ФИО, а если организация — то имя ее генерального директора.

Обратите внимание: поле «Наименование платежа» нужно заполнять очень подробно. Например: «Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица ООО «Иванов и партнеры»».

9. О применении УСН нужно «заявлять»

Новая организация может применять УСН (упрощенную систему налогообложения) только при условии, что она одновременно с регистрацией в налоговой инспекции подала заявление о переходе на этот режим.

Обратите внимание: первую отчетность организации, зарегистрированные в декабре месяце и применяющие УСН, должны сдавать не позднее 25 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Александра Николаева, управляющий партнер московского офиса юридической группы «Прайвэт Атторнейз Гроуп» (ПАГ), к основным ошибкам, допускаемым в процессе самостоятельной регистрации, относит:

* приобретение «готового» предприятия у неизвестных лиц;

* поручение создать предприятие не проверенным ранее в юридической работе лицам — особенно должна насторожить низкая цена услуг;

* распределение долей или акций в соотношении 50/50 (в частности, между супругами или иными родственниками);

* присвоение предприятию непроверенного на повторяемость наименования;

* «непроведение» поиска на сходство с зарегистрированными ранее товарными знаками и др.

«В дальнейшем за каждое исправление ошибки придется платить: деньгами, временем, осложнением отношений между участниками, невозможностью совершить отдельные сделки до исправления ошибок, а иногда и — полной невозможностью, — отмечает Александра Николаева. — Избежать всех ошибок, занимаясь регистрацией самостоятельно, в принципе, можно. Но это скорее исключение, которое бывает только при благоприятном стечении обстоятельств. Лучше обращаться к опытным юристам, которые при создании нового предприятия производят детальный опрос его реальных (не всегда совпадающих с «учредителями») собственников, и только после этого готовят учредительные документы под поставленные ими задачи и конкретные бизнес-процессы».

А в заключение хочется отметить следующее. Российская арбитражная практика показывает: если через какое-то время в регистрационных документах предприятия обнаружатся ошибки, регистрация будет признана недействительной и юридическое лицо аннулируется. В результате ответственность за всю деятельность организации с момента ее создания будет переложена непосредственно… на учредителей. И они перестанут пользоваться правом ограниченной ответственности — любой иск может быть переложен на них полностью. Поэтому к процедуре регистрации, как уже было сказано, надо относиться очень и очень серьезно!

Источник: Личные деньги, автор: Юлия Юткина


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU