Как известно, 21 июля Президент России подписал федеральный закон о создании фонда содействия реформированию ЖКХ. Определены и границы щедрости государства: этот фонд должен получить из бюджета 240 млрд.руб. (из них 95 млрд.руб. — на переселение людей из аварийных домов и 145 млрд.руб. — на капитальный ремонт ветхого жилья). Эти средства в течение пяти лет должны быть распределены по регионам, причем 10 млрд.руб. будут выделены уже в этом году.

В соответствии с законом, фонд содействия реформированию ЖКХ должен стать некоммерческой организацией в форме государственной корпорации, а его имущество будет формироваться как за счет взноса в размере 240 млрд.руб., так и за счет доходов, получаемых фондом от размещения денежных средств. Срок деятельности фонда ограничен 1 января 2012 года.

Считается, что средства фонда будут распределяться путем установления в каждом субъекте федерации лимитов по предоставлению финансовой поддержки фонда.

Вот что сказал по этому поводу заместитель министра регионального развития РФ Юрий Тыртышов:

«Средства этого фонда будут предоставляться субъектам федерации, муниципальным образованиям, если они проводят некие преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня почему-то считают, что это единственный источник финансирования капитального ремонта и ликвидации аварийного жилищного фонда. Это далеко не так. Эти 240 млрд.руб. — это лишь для запуска механизма процесса капитального ремонта и ликвидации аварийного жилья в муниципальных образованиях. При этом их ответственность как была, так и остается. А эти деньги нужны для того, чтобы решить наиболее острые, наиболее застарелые проблемы».

Таким образом, проблема (а только в Москве, например, из примерно 40 тысяч жилых строений более 12 тысяч имеют степень износа от 41% до 60%, а еще свыше 4 тысяч вообще стоят, не понятно каким чудом) должна решаться не только из средств фонда содействия реформированию ЖКХ, но и за счет бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Чтоб ни копейки мимо

Во избежание возможных злоупотреблений при распределении выделенной фонду суммы формулы расчета лимитов определены непосредственно в законе. Полномочия по расчету лимитов и определению долей софинансирования местных бюджетов возложены на некий наблюдательный совет.

Одним из условий получения и расходования средств фонда является необходимость создания в регионах, претендующих на поддержку фонда, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и частных управляющих компаний.

Отчитываться о своей работе фонд будет перед Президентом России, Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством. Его ежегодный отчет подлежит обязательному опубликованию, а также размещению на интернет-сайте фонда.

Так много или мало?

Считается, что созданная структура способна внести существенный вклад в продвижение реформы ЖКХ. По убеждению директора департамента территориального развития Минэкономразвития РФ Ремира Мукумова, суммы в 240 млрд.руб. должно хватить, «потому что люди будут самостоятельно определять набор необходимых работ, а значит работы, по определению, будут дешевле, чем если бы они проводились исключительно за счет бюджета». Однако, по мнению экспертов, потребности модернизации этого сектора нашей экономики оцениваются в более чем 12 трлн.руб., то есть выделенные на оказание финансовой помощи жилищно-коммунальному хозяйству страны 240 млрд.руб. всех проблем отрасли решить не смогут.

По словам заместителя министра регионального развития РФ Юрия Тыртышова, деньги фонда будут выделяться разово, для проведения капитального ремонта в одном доме один раз. В дальнейшем собственники — граждане, государство и муниципалитеты — должны быть способны самостоятельно следить за своим имуществом.

13 невыполнимых условий

Как говорится, «гладко было на бумаге…». По поводу вышеизложенной схемы сразу возникает масса вопросов. Во-первых, помимо того, что выделенная государством сумма мала, есть опасения, что те, кому эти средства нужны больше всего, их вообще не получат. Ведь кто должен стать потребителем выделенных средств? Естественно, что собственники жилья, приватизировавшие свои квартиры без капитального ремонта. Но вот как они получат деньги? Вот тут-то и кроется проблема.

По словам депутата Государственной Думы Галины Хованской, дотацией из фонда смогут воспользоваться лишь те регионы и муниципальные образования, которые выполнят тринадцать требований, перечисленных в законе. С точки зрения депутата, эта задача для многих из них окажется трудновыполнимой.

Прежде всего, претенденты на помощь фонда обязаны составить перечень всех аварийных и требующих капитального ремонта домов, но даже это требование способно поставить в тупик. Дело в том, что если дом признан аварийным, его жильцы должны быть немедленно отселены. Однако свободных площадей на это нет, поэтому многие «развалюхи» так и не получают статуса аварийных домов.

Еще одно из условий получения государственных субсидий — обязательное софинансирование со стороны местных бюджетов. Но и тут кроется проблема, так как почти 90% муниципальных образований сами являются дотационными. При этом регионам-донорам, в частности, Москве, на дотации вообще рассчитывать не стоит, так как все регионы по уровню обеспеченности будут разделены на пять групп, и чем богаче регион, тем меньше он будет поддерживаться из фонда.

Еще одной неразрешимой проблемой является то, что в софинансировании капитального ремонта должны будут участвовать и собственники жилья. Их доля составит 5% от стоимости всех работ. Ремир Мукумов утверждает: «Это принципиально важно. Во-первых, это повысит ответственность к расходованию бюджетных средств; во-вторых, не даст раздуть смету».

По словам Галины Хованской, даже 5% могут оказаться для граждан огромной суммой, особенно если учесть, что в ветхих домах живут не самые богатые люди. По самым скромным подсчетам, стоимость ремонта 1 кв.м «тянет» на 12-15 тыс.руб. Таким образом, ремонт типовой «однушки» может встать в 0,5 млн.руб., а пять процентов от этой суммы — это более тысячи долларов.

Следующая проблема: государство активно пропагандирует форму коллективного управления многоквартирными домами с помощью ТСЖ. Поэтому неслучайно, что деньги из фонда, прежде всего, планируется передавать в те регионы, где ТСЖ созданы не менее чем в 5% домов (к 2010 году они должны составлять 10%, а к 2011 году — 20%). При этом, по мнению Галины Хованской, ущемленными в правах оказываются граждане, выбравшие непосредственное управление домом (а этот способ также предусмотрен Жилищным кодексом РФ). К тому же, создавать ТСЖ в старых и ветхих домах невыгодно. Более того, создание ТСЖ на местах сталкивается с противодействием чиновников, которые всеми правдами и неправдами стараются предварительно изъять у собственников домов принадлежащие им по закону подвалы и чердаки, которые могут приносить неплохой доход за счет сдачи частным фирмам.

По убеждению Галины Хованской, более правильным было бы финансировать отдельных собственников жилья, готовых взять на себя бремя осуществления капитального ремонта своего дома. Для этого, по словам депутата, «надо ввести сертификаты на ремонт и обеспечить их деньгами».

Источник: Квартира дача офис, автор: Сергей Нечаев


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU