Кому из нас не доводилось в процессе получения некой официальной бумажки почувствовать себя букашкой? Каждая чиновная сошка чуть ли не долгом своим считает: сгонять несчастного просителя на другой конец Москвы – то за подписью, то за дополнительной справкой, заверить-проверить-завизировать… Похоже, проделки местной бюрократии «достали» уже и до властных верхов.

«Правительство будет работать с гражданами по принципу «одного окна», чтобы человека не «футболили», — заявил минувшим летом первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. — Решено, что в масштабе государства на уровне правительства должен действовать принцип «одного окна». Граждане не должны и не обязаны разбираться в хитросплетениях административной реформы – где, какие агентства, службы. Такая программа позволит сократить армию чиновников и существенно снизить, если не ликвидировать, поле для коррупции».

«А то сейчас государство зачастую не доводит до общества «самую обыкновенную, простую информацию», — отметил Иванов. Не забыв упомянуть, что в некоторых российских регионах эта проблема уже решена.

Золотые слова! Как, например, обстоят дела в московском регионе?

В принципе, неплохо. Постановление правительства Москвы «Об организации работы органов исполнительной власти и городских организаций в режиме «одного окна» было подписано еще в 2004-м году. С тех пор чиновниками проделана большая работа. Рассмотрены действующие схемы подготовки, согласования и выдачи документов заявителям, предложения по их упрощению и оптимизации. Создана нормативная база для выдачи большинства документов из Единого реестра. Управлением информатизации в рамках целевой программы «Электронная Москва» проведен анализ информационных ресурсов, систем и средств электронного взаимодействия органов исполнительной власти, введена в опытную эксплуатацию система контроля и мониторинга работы в режиме «одного окна» и т.д.

Подводные камни

В итоге в настоящее время в столице насчитывается 162 организации и 627 служб – держателей «одного окна». Но жить простым гражданам легче отнюдь не стало. По некоторым отзывам – жизнь, напротив, сильно усложнилась или удорожала, поскольку исчезла возможность подмазать чиновника, отследить на какой стадии оформления находятся документы, кто их потерял при доставке из одной конторы в другую и т. д.

Кроме того, существует три основных фактора, которые не позволяют выдавать в режиме «одного окна» необходимые гражданам документы. Это, во-первых, отсутствие фиксированных цен на все работы и услуги, выполняемые при подготовке документов, и как следствие, невозможность скалькулировать конечную стоимость «бумажки» для заявителя. Во-вторых, отсутствие единого порядка расчетов за документы, выдаваемые на возмездной основе. И, в-третьих, отсутствие нормативных документов по

использованию электронного документооборота и электронной цифровой подписи при согласовании документов, необоснованная закрытость отраслевых баз данных и соответствующих телекоммуникационных сетей. Выявлен еще целый ряд «тормозящих» факторов: разрозненность и территориальная разобщенность служб; неудобное расположение служб с точки зрения транспортной доступности; невозможность предоставлять дополнительные услуги, влияющие на сокращение срока подготовки документов; очереди на сдачу и получение документов…

Даешь больше «единых окон» городу!

С подобном «засильем» приходится бороться. В ближайшие три года в столице будет построено 123 районных и 10 окружных центров обслуживания населения и организаций, работающих по принципу «одного окна». Они будут размещены в существующих нежилых помещениях площадью от 400 и более кв. м, находящихся в собственности города. Там на постоянной основе будут работать представители префектур и управ, а также департаментов социальной защиты, имущества, МосгорБТИ и других городских структур, выдающих документы заявителям. Также в центрах станут предоставляться консультационные и справочно-информационные услуги, правовая помощь, услуги банков, платежных терминалов. Для удобства заявителей начнет работать интернет-сервис и специальная телефонная служба. Через них можно прислать свою заявку на получение документа. А операторы сообщат абоненту, когда он может прийти за готовой бумагой. Предполагается, что районные центры будут обслуживать в основном население, окружные — организации и частных предпринимателей.

По мнению начальника управления по координации и развитию административной реформы правительства Москвы Владимира Юзвикова, необходимость появления подобных служб очевидна. На сегодняшний день в городе выдается в совокупности 437 видов документов. Их них 33 вида документов (8%) оформляются территориальными органами исполнительной власти, а 404 (82%) — отраслевыми органами, государственными учреждениями и ГУПами. Каждый год регистрируется более 5 миллионов обращений граждан и юридических лиц в органы власти за различными документами. Как подчеркнул Юзвиков, наиболее востребованы из общего количества государственных услуг в городе Москве услуги, связанные с подготовкой и выдачей документов юридическим и физическим лицам.

Ожидая перемен

Итак, центры будут «плодиться и размножаться». Положительный опыт работ подобных центров уже имеется — с марта по сентябрь этого года эксперимент проводился в Центральном, Юго-Западном, Юго-Восточном и Зеленоградском АО. Однако, как показала практика, предприниматели не слишком активно обращались в центры. И объясняется это… невысоким уровнем подготовки работников. Предприниматели предпочитали обращаться непосредственно в департаменты имущества или земельных ресурсов, чтобы квалифицированно оформить все необходимые документы.

Этот печальный опыт столичные власти, опять же, обещают учесть. Первый «модернизированный» в плане персонала центр будет открыт в ЦАО уже в будущем году. Однако окончательное решение о строительстве остальных центров будет принято в марте 2008 года, когда правительство Москвы рассмотрит соответствующую программу. При этом в концепции программы заложен ряд базовых принципов создания центров. Прежде всего, речь идет о «шаговой доступности» центров. Еще один принцип – централизация работы служб «единого окна» в едином присутственном месте. А снизить уровень коррупции при получении документов, по мнению чиновников, позволит «принцип территориального разделения служб приема и выдачи документов и служб и подразделений, от которых зависит непосредственное решение по выдаче и согласованию документов». Звучит заманчиво…

Выполнение программы рассчитано до 2010 года. Все по традиции – обещанного три года ждут… Что ж, подождем – дело-то нужное!

Источник: Квартира дача офис, автор: Валерия СМИРНОВА


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU