Промышленные предприятия Северо-Запада не смогли удовлетворить возросшие запросы девелоперов. Это повлекло за собой повышение цен и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей стройматериалов.

В 2006 году оборот строительных компаний Северо-Запада возрос на 33,5% по сравнению с 2005−м, в текущем году, по прогнозам участников рынка, темпы роста сохранятся и не замедлятся в 2008 году. Опрошенные корреспондентами «Эксперта С-З» строительные компании заявили, что намерены увеличить объем инвестиций в следующем году, а значит, объем работ в строительном комплексе продолжит расти.

Причин резвого роста строительства несколько, прежде всего это хронически неудовлетворенный спрос на жилье. Он настолько сильно превышает предложение квартир, что цены на них упорно растут последние пять лет, больше всего цены выросли в прошлом году – стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке на Северо-Западе почти удвоилась и колеблется сейчас в районе 52 тыс. рублей. Аналогичная ситуация складывается в секторе коммерческой недвижимости, спрос на которую растет как со стороны государства, так и со стороны частного сектора – небольших компаний и гигантов отечественной промышленности.

Благодаря росту цен физические лица и компании охотно вкладываются не в готовые квартиры, офисные, складские помещения, а в проекты. Авансовые платежи от клиентов по договорам предварительной купли-продажи недвижимости по сей день остаются основным источником средств строительных компаний. На их долю приходится около 40% от всех источников. «В 2008 году планируется привлечь авансов от клиентов на 20 млрд рублей, что в два раза больше, чем в 2007−м», – отмечает заместитель финансового директора холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Виктор Васенев.

Но строителям этих денег недостаточно для наращивания объемов производства, они уже освоили способы привлечения средств при помощи закрытых паевых фондов, долговых бумаг и успешно продают акции даже сейчас, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на финансовых рынках, когда другие эмитенты откладывают размещения. Яркий пример – петербургская Группа ЛСР, которая продала в начале ноября этого года инвесторам 12,5% акций по 72,5 доллара за штуку, выручив за них 772 млн долларов. Все это говорит лишь о том, что в ближайшие годы ни инвесторы, ни строители не ожидают изменения ситуации в худшую сторону: спрос, а вместе с ним и цены будут расти.

По мнению Виктора Васенева, промышленное строительство выходит в лидеры по темпам роста, этому способствует активная политика властей по развитию промышленной инфраструктуры региона, а также переносу из центра города на периферию производственных объектов. «Пожалуй, пока только ниша торговой недвижимости близка к насыщению. Во всех остальных областях существует дисбаланс спроса и предложения», – отмечает генеральный директор компании Setl City Василий Селиванов. По его мнению, в ближайшие годы этот дисбаланс будет сокращаться, но резкого роста предложения ожидать не приходится. «Важно учитывать, что все те крупные проекты, которые были заявлены в последнее время, будут выводиться на рынок не разом, а постепенно, согласно потребностям рынка. Поэтому корректно говорить не о бурном росте и последующем его сокращении, а о стабильном и поступательном развитии, важную роль в котором будет играть не столько количество, сколько качество проектов», – считает Василий Селиванов.

Инвестиционное вторжение

Все это означает, что потребность в строительных материалах и технике также будет возрастать. Многие предприятия, ориентированные на стройиндустрию, продемонстрировали в прошлом году двузначные темпы роста и сохраняют их в этом году. Однако по некоторым видам стройматериалов производство не успевает за темпами строительства. Показательный пример – цемент. С октября прошлого года цены на него взлетели на 80%, превысив отметку в 6 тыс. рублей за тонну с учетом НДС. По прогнозам некоторых экспертов, до конца года стоимость этой сухой смеси приблизится к 10 тыс. рублей. Впрочем, предел, когда ввозить цемент из-за границы становится выгодно, уже достигнут – в Европе он стоит дешевле. Например, германские и английские поставщики рады завалить наш рынок цементом по цене около 4,4 тыс. рублей за тонну. Впрочем, особенность цемента в том, что его перевозка требует специального оборудования для расфасовки и инфраструктуры для перевалки, а этого нет. Но самое главное, порты, расположенные на Северо-Западе, не способны принимать большегрузные суда, а ввозить небольшими объемами невыгодно. Иначе обстоят дела на Черноморском побережье – порты Новороссийска завалены турецким цементом, который пойдет на строительство олимпийских объектов.

Стремительный рост цен на цемент привел к тому, что обзавестись собственным цементным заводиком подумывают многие олигархи. Оно и понятно: отпускная цена цемента почти втрое превышает затраты на его производство. Создать вторую по величине цементную компанию в России, конкурирующую с «Евроцементом», задумал Олег Дерипаска. Его компания «Базэлцемент», основанная в 2006 году, объявила в октябре текущего года о планах инвестировать 250 млн долларов в строительство цементного завода мощностью 2 млн тонн в год в Новгородской области. Компания уже реализует аналогичные проекты в Рязани и Краснодарском крае, а в сентябре запустила простаивавший с 2000 года Ачинский цементный завод мощностью 700 тыс. тонн в год.

Стальной дефицит

Практически в любом строительстве используется металлургическая продукция. Поэтому сталелитейная отрасль оказалась в числе тех, кто выиграл от роста строительного сектора. Только за прошлый год, отмечают на Череповецком металлургическом комбинате (ЧМК) «Северсталь», потребление арматуры в стране увеличилось на 30%. «В 2006 году российские предприятия „Северстали“ поставили на строительный рынок порядка 1,5 млн тонн металлопроката. Доля наиболее востребованного сорта стали – высококачественной термоупрочненной арматуры марки A500C – в общем объеме отгрузки ЧМК строительным компаниям достигает 80%», – говорит директор по стратегическому планированию ЧМК «Северсталь» Игорь Тимофеев.

По прогнозам ИК «Тройка Диалог», внутрироссийское потребление стальной продукции в ближайшие пять лет вырастет на 60%, существенную долю этого роста обеспечит строительный прокат. Высокий спрос со стороны стройиндустрии заставляет металлургов инвестировать средства в существующие предприятия и строительство новых. Так, два северсталевских мини-завода (по 1 млн тонн сортового проката в год) в Саратовской и Нижегородской областях начнут работу во второй половине 2010 года и в первую очередь будут удовлетворять растущие потребности этих регионов и соседних областей. «Инвестиции в строительство двух новых заводов достигают 1 млрд долларов, – говорит Тимофеев. – Ранее мы начали строить трубопрофильный завод в Шексне (Вологодская область) на 250 тыс. тонн продукции в год, который также будет производить металлопродукцию для стройиндустрии».

Похожие планы вынашивает екатеринбургский холдинг «Макси-Групп», который намерен построить десять мини-заводов. Один из них – мелкосортного проката – появится в Ленинградской области в 2011 году. Металлурги уже могли бы неплохо заработать на строительном рынке, но пока ситуация складывается так, что увеличивается ввоз китайского, украинского, турецкого строительного проката, а эксперты опасаются, что в динамично развивающихся регионах (Северо-Запад в их числе) к 2010 году может возникнуть серьезный дефицит сортового проката строительного назначения.

Техника всякая в почете

Самосвалы – самый массовый класс строительной техники, на их долю приходится почти треть грузового парка страны. Наиболее востребованы грузовики отечественного производства – «КАМАЗ» (занимает почти две трети рынка) и «Урал». Однако у отечественных производителей сил на всех строителей не хватает. Импортеры очень стараются покрыть дефицит (только за первое полугодие 2007 года ввезено порядка 4 тыс. грузовиков). Но несмотря на все усилия, спрос остается неудовлетворенным – машины приходится ждать по пять-шесть месяцев. Наиболее нетерпеливые строительные организации покупают китайскую технику.

Об увеличении продаж в России заявляют и производители дорожно-строительной техники. Так, по словам представителя по связям с общественностью «Катерпиллар СНГ» Надежды Ларионовой, стройиндустрия – один из основных потребителей техники Caterpillar. «В период с 2000−го по 2004 год наблюдалась некоторая стагнация на рынке. Последние годы идет процесс наращивания продаж, в 2007 году компания удвоила продажи по сравнению с 2006−м», – объясняет Ларионова. В настоящее время в России особенно востребованы бульдозеры, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики. Caterpillar их собирает на предприятиях в Европе и Японии, но часть комплектующих изготавливается заводом в Тосно (Ленобласть).

Отечественные компании, выпускающие дорожно-строительную технику («Тверской экскаватор», Челябинский завод строительных машин, «Брянский Арсенал» и др.), по ряду позиций (асфальтоукладчики, автогрейдеры) демонстрируют хорошую динамику роста продаж, несмотря на сильную конкуренцию со стороны западных производителей. Для повышения конкурентоспособности россиянам надо активно принимать меры, например использовать высококачественные импортные комплектующие, а также совершенствовать дизайн.

По пути замещения импорта

Современные кабели в последние годы пользуются у строителей столь высоким спросом, что их производители забыли, что значит работать на склад: только успевай выполнять текущие заказы. По словам Аллы Колесниковой, начальника отдела маркетинга фирмы «Севкабель» (входит в «Севкабель-Холдинг»), до 70% всей продукции холдинга потребляется стройиндустрией: в основном это кабель NYM, силовой кабель с ПВХ-изоляцией, кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена, самонесущие изолированные провода, установочные провода.

Емкость российского рынка кабеля – 3,7 млрд долларов ежегодно. Наиболее динамично растет ниша энергетических кабелей. Однако спрос на новые виды продукции превышает возможности заводов. Как следствие, дефицит нивелируется импортом, который, впрочем, при желании можно «выдавить» с рынка. Для этого надо вводить в строй современное оборудование. Многие заводы так и делают. Например, «Севкабель-Холдинг» до 2010 года планирует развернуть в общей сложности шесть новых линий по выпуску современных энергетических кабелей на 10−330 кВ.

Российские производители полированного стекла Glaverbel, Pilkington, «Салаватстекло», «Саратовстройстекло», как и кабельщики, недооценили потенциал строительного рынка. По словам финансового директора Российской стекольной компании (РСК) Александра Андреенко, из-за недостаточного предложения внутренние цены на эту продукцию сегодня чрезмерно высоки и ее приходится завозить из-за рубежа. Однако начиная с 2005 года стекольщики вводят новые мощности, поэтому дефицит может быть устранен уже в 2008 году. Как следствие, снизится импорт.

РСК занимается переработкой полированного стекла в стеклопакеты. «Российский рынок стеклопакетов в 2006 году составил 36 млн кв. м, в этом году – 41 млн кв. м, а к 2012−му он может достичь 71 млн кв. м, – говорит Андреенко. – Соответственно, и мы практически в два раза расширяем свое производство. За счет этого рассчитываем в ближайшее время устранить дефицит стеклопакетов в Санкт-Петербурге».

Трезвый взгляд на смежников

Представители большинства смежных со стройиндустрией отраслей недооценили строительный рынок. Он пока растет значительно быстрее, чем ожидалось. В результате в минусе оказались все (кроме иностранных производителей): строители нередко переплачивают за импортную продукцию, их отечественные поставщики считают недополученную прибыль. Спохватившись, смежники наращивают мощности, при этом немногие задумываются о том, что строительная активность может прекратиться. «Рынок стройиндустрии в ближайшие два-три года стабилизирует свои приросты и остановится на уровне 5−10%, – прогнозирует руководитель отдела маркетинга компании „Краски ТЕКС“ Константин Стрикалов. – Как следствие, наши инвестиции, скорее всего, тоже стабилизируются».

Источник: Комсомольская правда, автор: Александр Донков


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU