Исторический облик Петербурга подвергается сильной корректировке. Уцелевшие от реконструкций здания стремительно преображаются, «украсившись» вывесками и рекламными баннерами. Плакатами различного содержания и стиля увешаны жилые и полуразвалившиеся дома, строительные леса. Кто они, те люди, что разрешают вешать безвкусицу? Опытным путем корреспондент «Фонтанки» понял: в нашем городе можно получить разрешение на любую аляповатость. Надо только знать — как и у кого спрашивать.

В поисках начала пути к вывеске

«Сейчас со всеми вопросами согласования такая путаница, не разобраться, — чистосердечно признался пресс-секретарь Городского центра размещения рекламы Игорь Апухтин. — Могу сказать точно только одно — ГЦРР этим не занимается. Вроде бы, согласование надо получать в КГА, там создана структура под названием «Городская реклама и информация»…

По словам Игоря Апухтина, около месяца назад была образована некая Ассоциация производителей рекламных и информационных конструкций. Задача этого профессионального сообщества — добиться максимального упрощения процедуры согласования всех конструкций, означенных в названии.

«Предприниматели, особенно малые, от этого только выиграют. А то из-за путаницы, которая сейчас творится, уже начали и криминальные ситуации происходить», — сообщил он и рассказал историю, произошедшую в Петроградском районе. Там, оказывается, действовала организованная группа, представляющаяся «чиновниками из Смольного» — люди в хороших костюмах приходили к владельцам небольших магазинов, предъявляли им некие удостоверения и выписывали штраф за незаконные вывески. Сейчас, как утверждает Игорь Апухтин, группировка задержана, и ее деятельностью заинтересовался Петроградский РУБОП.

Впрочем, лидерам рынка о новой Ассоциации почему-то не известно.

«Как, Вы сказали, она называется? — отреагировали в компании City Sign. — Никогда не слышали. Видимо, очередные компании, которые находятся в дружеских отношениях с кем-то из чиновников, решили подгрести часть заказов под себя».

«Сейчас модно организовывать ассоциации — объединяются две-три компании и дают себе название, — добавили в PVG. — Есть ассоциация «наружников», есть ассоциация производителей сувениров, почему бы и изготовителям вывесок не объединиться?»

Ничего не слышали в обоих крупных рекламных агентствах и о структуре под названием «Городская реклама и информация». Видимо, профессионалы ходят не теми дорогами.

Копите деньги, ищите профи

Для того, чтобы получить согласие на размещение, надо, как пояснили в PVG, договариваться с балансодержателем здания — даже если оно расселено.

«Пустые и расселенные здания — они не бесхозные, — пояснил эксперт. — Они просто нежилые. А вот использоваться как рекламоносители они вполне могут». Правда, как утверждает Татьяна Баракова, специалист по размещению рекламы компании City Sign, с декабря 2007 года в соответствии с постановлением № 1621 правительства Санкт-Петербурга размещение рекламных щитов на фасадах зданий запрещено.

«Все висящие щиты — незаконны. Они либо были повешены еще до указа, либо их просто не согласовывали, — заверяет она. — Таких случаев по городу очень много».

«Баннеры в городе запрещены повсеместно, — подтвердила Елена Цыпанова, менеджер по согласованию рекламы компании «СанСитиАдвертайзинг». — Но они висят сплошь и рядом. Их просто берут и вешают».

Впрочем, можно и не нарушать закон, а попросту разделить свою рекламу на отдельные буквы и согласовать каждую из них отдельно — буквы на фасадах разрешены. Тогда на здании появится та же самая реклама, но состоящая из отдельных кусочков. Можно пойти и более рискованным, но более привычным путем — объявить свой баннер временной вывеской.

Реклама на строительных лесах разрешена, но с оговорками. Во-первых, если леса выставляют на время ремонта фасада, то они считаются «временным фасадом здания». Любой, кто пожелает повесить на эти временные стены свой плакатик, должен будет иметь дело сразу с двумя организациями — балансодержателем здания и строительной компанией. Впрочем, для строительных лесов правило «не размещать рекламу» в центре города соблюдается более или менее строго, но связано это вовсе не с повышенной сознательностью хозяев рекламоносителей. Большинство зданий ремонтируются в соответствии с губернаторской программой «Фасады Петербурга», и поэтому всегда могут попасться на глаза градоначальнице и вызвать ее неудовольствие. Рисковать решаются немногие.

Вывески и прочие фасадные украшения согласовываются с КГА — с районными художниками. Требования к эстетике предъявляются, а степень их суровости зависит от района города, утверждают рекламщики.

«Разумеется, от нас требуют, чтоб вывеска не была вычурной, чтоб она не выделялась, чтоб соответствовала архитектуре здания и облику района. Особенно в центре города — там очень жесткие требования», — заверили в РА «Букводел».

В справедливости этих слов может убедиться любой, кто пожелает прогуляться, к примеру, по Кадетской линии Васильевского острова.

Как заверили «Фонтанку» представители малого бизнеса, без помощи фирм-посредников добиться разрешения на установку вывески практически невозможно. Подтвердили это и представители рекламного рынка.

«Вы никогда сами ничего не согласуете. Для этого существуют профессионалы, которые смогут утвердить практически любой проект», — заявил представитель одного из рекламных агентств, пожелавший остаться неназванным. Цена вопроса согласования — от 6 тысяч у.е., варьируется в зависимости от района города.

«Нам не до эстетики»

Как всегда, от путаницы и непрозрачности законов страдает малый бизнес.

«Схема согласования абсолютно непрозрачная, — подтверждает юрист Ассоциации предприятий малого бизнеса Григорий Соломинский. — Разумеется, для профессионалов, которые этим живут, согласовать что бы то ни было труда не составит, но малым предпринимателям оплатить эти услуги зачастую не под силу».

Специалисты говорят: огромное количество вывесок (чаще всего, кафе и небольших магазинов) висят в городе абсолютно незаконно. Карательные меры к малым предпринимателям применяются, но пробуксовывают.

«Слава Богу, у ФАС отняли право демонтировать вывески — теперь это можно сделать только по решению суда, — отстаивает интересы мелких предпринимателей Григорий Соломинский. — Правда, я не знаю ни одного случая, когда суд утвердил бы демонтаж».

Сейчас на малый бизнес за незаконные вывески налагают штрафы — «совершенно астрономические суммы», как утверждают предприниматели. Штрафы, разумеется, не выплачиваются, а обжалуются в суде. На сегодняшний день, по информации Соломинского, в судах рассматриваются дела против наложения штрафов по пяти адресам, но пока судебные процессы еще не завершены, вывески, разумеется, висят. Но что эта цифра в масштабах Петербурга? Ноль.

Дело не в деньгах, а в психологии

«Все процессы объяснимы. В советское время вывески изготавливались по единому стандарту, они были скучные и однообразные, но они не бросались в глаза. В перестроечные годы, когда началось развитие бизнеса, вывеска стала отражением амбиций бизнесмена — именно это и определяло ее размер и цвет. Мы пытались хоть как-то сдерживать эту стихию, — вспоминает о своей деятельности на посту главного художника Иван Уралов, ныне директор факультета искусств Санкт-Петербургского университета, профессор Академии художеств. — Мы добивались использования более дорогостоящих материалов при изготовлении вывесок, чтоб они не выглядели так аляповато, и пытались — хотя бы на некоторых улицах — контролировать размер и цветовое решение вывесок и реклам, чтоб они хоть как-то соответствовали архитектурному решению зданий».

«Мы разработали несколько регламентов — какие требования должны предъявляться к вывескам именно в Петербурге. Но на момент моего ухода с поста главного художника ни одна наша разработка еще не была принята. Насколько я могу судить по тому, что вижу в городе, сейчас КГА абсолютно не влияет на размещение вывесок, такое впечатление, что в Комитете просто не обращают на них внимание», — сокрушается бывший главный художник. Сейчас, по его оценке, оформление Петербурга больше всего напоминает вид города какой-то неблагополучной страны.

«Нигде в Европе в пределах одного квартала не увидишь такой пестроты и такого бессмысленного набора самых разнородных объявлений. Там понимают, что вывеска — это информация о владельце, и поэтому она должна быть элегантной. С точки зрения европейцев, сдержанная вывеска демонстрирует уважение и к клиентам, и к прохожим», — заключает он.

«Фонтанка» обратилась в КГА, чтобы узнать и мнение чиновников. Однако на протяжении трех дней главный художник города Георгий Шереметев не смог найти время для ответа на наши вопросы.

*

«Всё это выглядит омерзительно, — считает художник Владимир Шинкарев. — Такое впечатление, что находишься в нищих кварталах Нью-Йорка». По его словам, такое безразличие к внешнему виду — психология нищеты, когда «всё равно, как это всё выглядит. Главное — всех растолкать и всобачить своё, чтоб в глаза бросалось».

«Наш город уничтожен в первую очередь всей этой рекламной мишурой, а уже во вторую — тем, что сделали с его архитектурой», — заключает он.

Кира Обухова
http://www.fontanka.ru/

©2024 KBAPTUPA.RU