Укрупнение архитектурных мастерских в ближайшее время выведет на рынок новый товар: хорошо структурированную проектную компанию полного цикла. Спрос уже есть. Как выглядит изнутри зрелый «кит» зодческого предпринимательства новой формации, можно узнать на примере проектно-производственной фирмы «А.Лен».

Цена свободы

Крупный бизнес, связанный со строительством и девелопментом территорий, несет такие тяжелые потери при срывах сроков, что под свои масштабные инвестпланы готов приобрести отлаженную проектную машину величиной с бывший советский институт.

Цикл работ и диапазон видов проектирования исчерпывающей полноты в Петербурге способны предъявить не больше десятка крупных архитектурных мастерских, да и те просеивают заказы через сито своих предпочтений. Проектно-производственная фирма «А.Лен» отличается от прочих универсальностью: от концепции до авторского надзора, включая согласования любой сложности, ведутся проекты строительства и реконструкции всякого назначения, будь то аквапарк, элитный жилой дом или дизайн интерьеров виллы. Городской авторынок охвачен архитекторами «А.Лен» как минимум наполовину, сектор готовых проектов загородных коттеджей – не менее чем на четверть.

Глава бюро Сергей Орешкин и штат из 115 его сподвижников не столько мечтают оставить свое имя на скрижалях истории архитектуры, сколько нацелены на быстрое решение конкретных и интересных задач. Отсюда – высокий процент реализованных объектов. Самые заметные свершения последних лет: аквапарк гостиницы «Прибалтийская», торговые комплексы «Рамстор» и «Октябрь», гипермаркет «Строймастер», центральный офис компании Neste, Академия волейбола им. Платонова, автосалоны Gregorys Cars, Porsche, Daimler Chrysler, Infiniti, Nissan, реконструкции Невской линии Гостиного двора и филиалов «Альфа-банка». Не считая элитного жилья и сотен загородных домов по всей России, построенных по проектам собственного каталога «Коттедж коллекция».

«Сейчас у всех скулы сводит от нехватки проектировщиков, и мы можем вести себя по-барски», – признается г-н Орешкин. Цена от $2 до $5 млн «на развитие», которую предлагают укомплектованным мастерским в обмен на свободу, уже кажется заниженной.

В этом сотрудничестве-поглощении есть свои минусы и плюсы. Вливаясь в крупный холдинг, бюро разом решает проблемы помещений, налогов и защиты бизнеса, которыми архитекторы занимаются неохотно. Но тогда нужно «наступить на горло собственной песне» и решать только задачи нового хозяина. Партнерские отношения выстраиваются очень непросто, поскольку «поглощаемый» обычно работает без прибыли по низкой цене.

Сергей Орешкин сам хороший администратор и успешно совмещает должности генерального директора и главного архитектора ППФ «А.Лен». Но даже при его холерическом темпераменте удерживать все бразды в одних руках довольно трудно: «Есть еще и творческая составляющая, и тенденции надо отслеживать. Например, если не уделять внимания креативщикам, уровень сразу падает. Каждому требуется внимание, хотя бы 20 минут в неделю. Уровень главных архитекторов проектов (ГАП) все равно не дотягивает до уровня руководителя компании».

Известно, что эффективно управлять можно только 15 сотрудниками, но когда их число перевалило за полсотни, необходимость упорядочить коллектив становится очевидной. Хорошо это или плохо, систематический «доступ к телу босса» теперь имеют только руководители отделов и креативщики. По мере надобности вызываются другие сотрудники.

Тонкости структуры

Фирма «А.Лен» с самого начала была квази-рыночной, то есть «заточенной» на спрос, на интересы клиента, на экономику проектов. Мечтательностью досужего формообразования ее основатели не страдали. Как ни странно, в основу нынешней структуры компании положен образец советского института с опорой на главного инженера проекта (ГИП). В первую очередь, по опыту г-на Орешкина, нужны именно менеджеры, чтобы освободить ГАПов от чуждых им функций управления. В созданное бюро ГИПов начали по мере необходимости набирать сотрудников, и теперь их уже дюжина, примерно поровну опытных и обучаемых. Правда, советскому инженеру за свои сто рублей не приходилось ни клиента «душить», ни акты закрывать, ни работу сдавать. Министерство спускало заказ, а банк оплачивал расходы по штатному расписанию. Объем его работы – не больше трети той, что делает нынешний ГИП.

Любопытно, что и ГАП в мастерской Сергея Орешкина креативом не занимается, а выступает лишь руководителем архитектурного проекта и администратором группы из 5-7 архитекторов. Отдел ГАПов теперь включает 4-5 руководителей, 20 рабочих архитекторов разнообразного уровня и потенциала и, после некоторых опытов выделенный в отдельную группу, творческий «мозг» – креативный отдел. Кроме того, есть отделы конструкторов, генплана, связей с общественностью, персонала и административно-хозяйственные службы.

Структурные идеи крупных компаний принесли в мастерскую сотрудники, многие из которых раньше сами были руководителями фирм, закрытых по разным причинам. Главы отделов в прошлом поголовно топ-менеджеры тысячных коллективов.

Путем подбора сторонних кадров и ковки своих, «А.Лен» достиг изрядной продуктивности и широты тематического диапазона. Подобно ЛенНИИпроекту, внутри конторы сформировались специализированные группы, искушенные в проектировании автосалонов, коттеджных поселков или городского жилья. Каждая в своей сфере уже все знает назубок, но в комплексную структуру ни одна из них не выделена, хотя «мысли такие витают». Сейчас появляются новые жанры, которых в мастерской никогда не было, – парк водных развлечений, спортивные сооружения. Но их выделять рано, а автозаправки – поздно. «Надо было делать это пять лет назад. А сейчас совершенно точно можно создавать отдел коттеджных поселков, – размышляет глава компании, – но для этого надо быть конторой человек на 500, чтобы выделить финансово самостоятельное подразделение со своим директором. Мы пока не готовы делать такие структуры. Это риск. Все зависит от того, какими договорными условиями будут закреплены люди, чтобы налево не смотрели и не закисали».

«Большая сила» фирмы – отдел генплана из семи человек, которые делают все планировки, начиная с коттеджей и заканчивая торговыми центрами. Такого размера отделы генпланирования имели проектные организации численностью 500-600 человек. «Огромный ресурс» – отдел строительных конструкций, где есть специалисты по дереву, металлу и железобетону. Когда конструкторов стало много, они тоже сгруппировались по специализациям в соответствии с философией руководителя отдела, не признающего универсалов. Впрочем, сам г-н Орешкин видит в этом противоречие: «узкая» работа качественнее, но загрузить «спеца» не всегда получается. «На западе ценятся универсалы, и на каждом объекте занято очень мало народа. Но мои руководители отделов считают иначе, и я вынужден им доверять. Хотя руки все время чешутся бросить, например, свободного металлиста – в железобетон», – делится он.

Сергей Орешкин подводит итог 16 лет структурной работы: «Отделы можно создавать, если в компании больше 70 человек. До того – бесполезно. Надо, чтобы у тебя было пять отделов, не меньше 10 человек в каждом. Иначе смысла нет никакого, потому что руководители дорогие и управлять малочисленными группами нерентабельно».

И все, все, все

При таком ассортименте собственных специалистов «А.Лен», по выражению г-на Орешкина, «еще полгорода» приглашает на субподряд. Работают с инженерными фирмами и технологами всех сортов из разных компаний – где кто остался. Отдел из 35 архитекторов мог бы обеспечивать работой 60-70 конструкторов и человек 200 инженеров. Но рабочее место сейчас стоит $8-15 тыс., поэтому есть прямой смысл привлекать 200-300 человек из партнерских компаний.

Трудоемкость современного проектирования связана с новыми веяниями: пожеланиями разных концепций, фор-эскизов и модой на многовариантность проекта. В работу идет один из пяти вариантов, что требует гигантского объема архитектурной работы.

Вся архитектура от креатива до рабочего проекта и генплана делаются своими силами, конструкторов и инженеров не хватает, и на многочисленные спецработы, например, охрану среды или системы видеонаблюдения, исполнители нанимаются.

О масштабах деятельности компании говорит количество актуальных проектов: в состоянии строительства до момента госкомиссии в работе 50-60 объектов, а в стадии рабочего проектирования – всегда около десяти. В последнее время сами объекты укрупнились до размеров 30 тыс. кв.м (жилье составляет примерно треть).

Приоритетами при выборе заказов Сергей Орешкин называет финансы и престижность. На видном месте с хорошим общественным резонансом равно охотно «А.Лен» берется за жилой дом или торговый центр. Заправки уже несколько тяготят, а наиболее желательным жанром руководителя мастерской остается элитное жилье. «Когда строят для себя, подход другой: дороже, качественнее и архитектора не дергают, потому что от него зависит успешность проекта. Проще работать и людям платить, меньше давление клиента. Эконом-класс, панель или монолит, – это сплошное повторение секций и этажей, архитектура нулевая и бюджет низкий, а прессинг отдела продаж заказчиков – очень высокий. Получается парадоксальная ситуация: чем бюджет ниже, тем требования выше».

К всероссийским тендерам «А.Лен» пока относится довольно инертно, но только из-за перегрузок. Г-н Орешкин видит в тендерных предложениях много престижных объектов и делает неожиданное заявление: «Мы должны идти за идеями государства. Если государство идет в Сочи или в Китай, мы тоже должны идти туда же». Сокрушается, не поработал в Шанхае, где офисы открыли все, включая венгров и поляков. Намерен участвовать в тендерах на олимпийские объекты Сочи, как только они будут объявлены.

Мнение

Александр Мельников, начальник бюро Главных инженеров проектов:

– В нашей фирме ГАП просто отвечает за архитектуру, а ГИП – за все прочие дела – договорные, организационные, финансовые. Оборот очень высокий – из-за опыта и навыков сотрудников. У нас ГИПы ведут по 5-10 объектов, а там где эти функции возложены на архитекторов, каждому больше двух-трех объектов не потянуть ни в коем случае.

Менеджеры проектов занимаются на объекте всем, кроме создания архитектурного образа и непосредственного вычерчивания. Работа ГИПа начинается с коммерческого предложения, дальше составляется проект договора, потом его обсуждение, подписание, техзадания на проектирование, подбор смежников, если своими силами с объектом трудно справиться. Взаимосвязь, координация деятельности отделов, составление графиков (по причине недостатка исходных данных, а это случается сплошь и рядом, сроки сдвигаются, заказчик постоянно просит их корректировать), договорные отношения, финансы и расценки, согласования проектов.

У нас нет договорного и планового отделов, как в больших организациях в советские времена, приходится отслеживать графики договоров до 30-40 этапов на крупном объекте, не говоря уже о десятках субпроектов, которые тоже требуют внимания и энергии ГИПа.

Мнение

Александр Вайнер, главный инженер:

– Инженерию, конечно, лучше и оперативнее делать своими силами. Люди в «А.Лене» грамотные, состав хороший, а с привлеченными специалистами часто возникают проблемы: они либо что-то недопонимают, либо недообучены, либо не знают специфику работы нашего проектного бюро. Даже с проверенными партнерами случаются проколы. Проверяя чертежи, я иногда прихожу в недоумение, мягко говоря. Наш инженерный отдел, который автономно работает чуть больше года, нужно развивать. Чтобы покрыть все работы, он должен быть вдвое больше, чем сейчас, по меньшей мере, человек 30.

Я не сторонник узкой специализации. Если говорить об идеальном инженере, нужны не просто технически грамотные люди, а всесторонне развитые личности. Чтобы русский язык знали хорошо, разбирались в искусстве, архитектуре, были увлечены жизнью. Люди такого плана и подбираются.

Есть много интересного в инженерии, что хотелось бы воплотить, например, систему «интеллектуальный дом» — серьезный элемент энергосбережения. Как правило, архитектурные фирмы не имеют инженерного отдела. А наши инженеры варятся вместе с конструкторами и архитекторами, сразу обсуждают все нюансы прокладки сетей и планировки помещений. Мы ограждены от ошибок опытом пройденных объектов, и многие решения принимаем предварительно. Это очень большой плюс.

Лично я проповедую принцип приоритета архитектуры. Что для конструкции, что для инженерии – архитектура у нас первична. Воспринимается здание внешне, а как сделана сеть оценит только специалист. А архитектура всегда наша – аленовская, надо это понимать и учитывать.

Мнение

Алексей Никандров, глава архитектурного отдела:

– Мысль о создании креативной группы – правильная, но в России, мне кажется, она не применима. В отличие от запада, здесь иная связь между производством и проектированием. Может, у них уже рынок так поделен. Одни только придумывают идеи, пиарятся по-простому, в конкурсах участвуют, а другие на субподряде все это исполняют.

Креативщики не придумывают новую архитектуру, а только отслеживают мировые тенденции и применяют их с учетом местной специфики.

Сергей Орешкин всегда имел склонность рисовать разную архитектуру, что привлекает и заказчиков, и тех архитекторов, которые видят себя рисовальщиками. Задача выработки собственного узнаваемого стиля «А.Лена» стояла всегда, хотя текучка этому мешает. Но вода камень точит. Метафорически говоря, мастерская, как штангист, ежедневными нагрузками приводит себя в форму, при которой по плечу любые задачи. Все активные творческие люди рвут себя, а не курят бамбук. Остальной отдел занимается рабочей документацией. Клиенты со своим земельным участком и пожеланиями тоже приходят ко мне, хотя по идее этим должны заниматься ГИПы. «Пристрелка» требует мобильного и гибкого подхода, чтобы не пообещать заказчику заоблачные дали, но заинтересовать его реальными возможностями.

Количество текущих проектов даже приблизительно назвать трудно, потому что есть фор-эскизы, которые могут и не пойти дальше, а есть объекты, которые тянутся года по два. Порядок, конечно, не на сотни, хотя с учетом простеньких визуализаций около того.

Многое со временем упрощается. Автосервис, как раньше заправочные станции, сегодня идет к утилитарности. Даже автосалоны престижных марок – архитектурно абсолютно не интересная работа, потому что брендом все пропитано. В его начале была какая-то креативная идея, а теперь ее несут по преимуществу дизайнеры-интерьерщики и требуют сотен эскизов, чтобы архитектура соответствовала. Ни одна мастерская в городе этого не сделает, потому что все, кто сейчас на волне, рисуют свое. Я слышал мнение, что «А.Лен» монополизировал этот сегмент. Не уверен, хотя у нас всегда около трех автосалонов в работе.

Выбрать то, что мне интереснее всего проектировать, невозможно, поскольку я стараюсь найти фишку в проекте любого ангара. Мне нравится быть универсальным.

Мнение

Владимир Ровинский, главный конструктор:

– Когда «А.Лен» стал заниматься не только коттеджами и перешел на другой уровень – элитное жилье, автосалоны, – для оптимизации работы по конструкциям я предложил Сергею Орешкину выделить специалистов в отдельную структуру и разделить по группам. Я – за узкую, но емкую специализацию. В фирме есть группы и главные специалисты по металлическим и железобетонным конструкциям. С появлением крупных объектов численность отдела достигла максимума – 23 специалиста. Сегодня работать интересно, в компании – атмосфера доброжелательности и стабильности. Единственная трудность – не хватает кадров. Мы ищем, но не все подходят, хотя критерии отбора просты: три года опыта работы и любовь к профессии. Ленивым тут не выжить. В идеале при существующем объеме заказов у нас должно быть 35 конструкторов. Соотношение количества конструкторов и архитекторов – примерно один к трем, чего пока нет.

Ведущее направление компании, конечно, архитектура, а мы реализуем все сложные архитектурные формы в конструктивной части. Почти все получается. Сейчас, например, идут активные дебаты по уникальному проекту Морского пассажирского терминала. Это масштабный объект с конструктивно сложными металлическими формами. Автобусные навесы терминалов выполнены в виде серпа. Многие решения уже найдены, по некоторым из них – идут согласования, поскольку пока нет технологий или оборудования, чтобы четко реализовать сложный конструктив. Кроме терминала, «А.Лен» может по-настоящему гордиться жилым домом на углу улиц Восстания и Рылеева и аквапарком у гостиницы «Прибалтийская».

Мнение

Владимир Афанасов, начальник отдела генплана:

– Наш отдел занимается посадкой зданий на местности, абсолютно всех – от жилья до логистических центров или заводов. Коллектив молодой — шесть человек. Сейчас в активе гармоничная и разноплановая работа, с которой справляемся. Есть интересные адреса в старой части Петербурга, многоэтажное жилье, гипермаркеты. Но если появится заказ на коттеджные поселки большой площади, придется расширяться.

По требованиям к проектной документации генплан везде одинаков: это высотная посадка объекта на местности. В коттеджных поселках люди с большим достатком, у них и требования больше, включая ландшафтный дизайн. Эстетику поселка и размещение функциональных зон осмысливает архитектор или креативщик, а мы ограничиваемся дорожной сетью и черновой вертикальной планировкой, которая обеспечивает водоотвод. Новые веяния чувствуются, например, в стремлении заказчиков к сложному живописному рельефу, но ведь на подпорные стенки и подъездные пути это никак не влияет.

Мне больше всего нравится работать на берегу моря, потому что я этим раньше занимался. Рад, что мы сейчас проектируем Морской пассажирский терминал на Васильевском острове, морские ворота нашего славного города.

Юлия Хопта
http://www.miridom.ru/

©2024 KBAPTUPA.RU