Проектируя здания, похожие на птиц, морских животных или пчелиные улья, архитекторы стремятся подарить заказчику ощущение гармонии с окружающим миром.

В 1937 году американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил на склоне горы в Калифорнии частный дом Hanna House. В основе его конструкции были похожие на соты шестиугольной формы. «Вам так идут пчелиные соты, — писал архитектор заказчице. — Они словно созданы для того, чтобы окутать вас солнечным светом». Конечно, Райт был далеко не первым поклонником природных форм, попытки использовать жилища различных существ в качестве прототипа для создания архитектурных форм предпринимались и раньше. Начавшись в далеком прошлом, эти эксперименты продолжаются по сию пору. В Южной Калифорнии даже существует институт, где учат органической архитектуре, и адепты этого направления стремятся добиться гармонии рукотворных строений и природы.

Одним из примеров такого подхода могут служить работы мексиканского архитектора Хавьера Сеносиана. Многие его постройки, наполовину зарытые в землю и заросшие травой, в буквальном смысле сливаются с ландшафтом. Мебель в них по большей части тоже является частью архитектурной конструкции. А полы делают такие, по которым приятно ходить босиком.

В 2006 году Сеносиан построил дом «Наутилус». Железобетонная оболочка толщиной в пять сантиметров и внешние террасы сделаны в виде единой спирали. Идея заключалась в том, чтобы человек, переходя из комнаты в комнату, «вообразил себя улиткой в ее домике, моллюском в раковине». Еще один проект архитектора — комплекс кондоминиумов «Каньон Кецалькоатля» в мексиканском Наукалпане. Комплекс разместился среди дубовых лесов, окружающая территория изрыта оврагами и заброшенными глиняными карьерами. Участок — пять гектаров, но ради сохранения деревьев под застройку отведено всего 2% площади. Здесь Сеносиан и поселил своего кецалькоатля — птицу-змею из мифологии ацтеков, построенную из железобетона изумрудного, фиалкового и золотого оттенка. В дом можно попасть через рот, который служит дверью, а гигантская голова возвышается на 50 метров.

Оболочка и внешние террасы сделаны в виде единой спирали. Идея заключалась в том, чтобы человек, переходя из комнаты в комнату, «вообразил себя улиткой в ее доме»

Собственное жилище, «Акулий дом», Сеносиан спроектировал в 1990 году. Крыша напоминает спину с плавником, на месте глаза — иллюминатор. «Думаю, мой кабинет внутри акулы оценил бы Андре Бретон (французский писатель и поэт, один из основоположников сюрреализма. — “Пятница”.), — смеется хозяин. — Ведь это же архитектурный сюрреализм».

Правда, не все архитекторы изначально конструировали «органические» дома. «Говорят, мои строения напоминают какие-то живые существа, — сообщает американский архитектор Барт Принс. — Например плывущих китов. Но я не собирался специально создавать здание, похожее на животное: ведь это означало бы навязать форму снаружи, вместо того чтобы прийти к ней изнутри».

Кроме того, не всегда органическая архитектура вызывает столь конкретные ассоциации. Иногда это могут быть просто обтекаемые формы, как бы вырастающие из земли. Вроде дома «Мягкий и мохнатый» (Soft and Hairy), который шотландский архитектор Кэтрин Финдлей построила в пригороде Токио. Вдохновленная пророчеством Сальвадора Дали о том, что архитектура будущего станет «мягкой и ворсистой», Финдлей застелила крышу травой и разработала дизайн интерьера с характерными спиралями и плавными формами, а в самом центре дома разместила ванную комнату в форме яйца.

[b]Источник: Ведомости, автор: Надежда Караваева м


http://www.bsn.ru

©2024 KBAPTUPA.RU