Правительство приостановило сделки, связанные с земельными участками, находящимися в распоряжении федеральных органов исполнительной власти до конца 2008 года. Соответствующее постановление (№ 234 от 3 апреля «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности») было подписано в прошлый четверг, на следующий день после выступления Дмитрия Медведева на президиуме совета по нацпроектам.

Как ожидают эксперты, следствием постановления могут стать перемены и в целевом использовании федеральных земель, и в составе игроков девелоперского рынка. Наиболее смелое предположение аналитиков: началась долгожданная смена стратегии развития рынка жилья России, следствием чего станет снижение цены квадратного метра жилья.

«Я уверен, что принятое правительством решение означает смену стратегии в жилищном строительстве с формулы «строить мало и продавать дорого» на другую — «строить много и продавать дешево», — заявил корреспонденту «Газеты» аналитик рынка недвижимости, гендиректор информационно-аналитического агентства RWAY Александр Крапин, знакомый с выпущенным документом. А он касается участков, во-первых, предоставленных федеральным государственным учреждениям и унитарным предприятиям (ФГУПы и ФГУ) Российской академии наук, а во-вторых, расположенных, как сказано в постановлении, в границах населенных пунктов либо в пределах 30 км от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн человек, 15 км от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тысяч до 1 млн человек, 5 км от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тысяч человек.

Эксперты рынка член Общественной палаты Вячеслав Глазычев и специалист по загородному рынку компании Penny Lane Realty Алексей Пащенко считают, что постановление почти не коснется Подмосковья: здесь осталось мало земель, подпадающих под 234-е постановление. Ведущий юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Попов заявил корреспонденту «Газеты», что речь идет прежде всего о землях, предоставленных ФГУПам и ФГУ, относящимся к Российской академии сельскохозяйственных наук. «В узких кругах операторов рынка земли общеизвестно, что при академии сельхознаук работает много довольно активных организаций, распоряжающихся землями совхозов и колхозов», — объяснил источник «Газеты», пожелавший остаться анонимным.

Максим Попов был несколько удивлен завидной оперативностью чиновников и, как и Александр Крапин, предположил, что поспешность связана с решимостью федеральной исполнительной власти довести до победного конца проект «Доступное жилье». «Управление земельным ресурсом — это лишь одна из двух наболевших проблем, препятствующих реализации идеи национального жилищного проекта, — считает Глазычев. — Довольно успешно распорядились землей белгородские областные власти, создав областной земельный фонд в целях именно жилищного строительства». Не углубляясь в подробности работы этой структуры, эксперт Общественной палаты отметил, что вторая, не менее сложная проблема на пути решения жилищного вопроса: организация доступа на рынок большого числа малых и средних предприятий. «Но крайне важно, чтобы строительство малоэтажного жилья — таунхаусов, а также сблокированных и малоэтажных многоквартирных домов — не превратилось в шабашку», — добавил Глазычев.

Вопрос качества и технологий строительства малоэтажного жилья встанет в полный рост сразу же после формирования земельных участков под строительство жилья. Крапин из RWAY настаивает, что формирование пригородов, о чем недавно говорили и уходящий, и вновь избранный президенты России, относится к комплексной застройке, посильной лишь крупным игрокам рынка. Такая застройка началась в рамках 22 проектов по всей России, но, как признались корреспонденту «Газеты» сразу несколько чиновников Минрегиона, из них реально работают лишь семь проектов комплексной застройки территорий близ крупных городов. Это, в частности, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж. «Для реализации этих пилотных проектов, надо думать, земли зарегистрированы», — предположил Крапин. По его мнению, на рынке строительства новый тренд: федеральный центр указывает, где и что надо строить, а частные застройщики выполняют. То есть, во-первых, роль регулятора рынка переходит с местного на федеральный уровень, во-вторых, влияние государства на сектор усиливается.

Владислав Долгов
http://www.gzt.ru/

©2024 KBAPTUPA.RU